В настоящее время в России насчитывается 5,6 млн субъектов малого и среднего бизнеса, чья дополнительная потребность в долгосрочных кредитах на инвестиционные цели оценивается в сумме до 1 трлн рублей в год. При этом в последнее время особенно повысился спрос на государственные гарантии в связи с тем, что банки повысили ставки по кредитам, а имущественного обеспечения займов малым и средним предпринимателям не хватает.
Согласно указу №596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике» правительство должно было обеспечить формирование механизма госгарантий до 1 ноября 2012 г. Гарантийная поддержка субъектов среднего предпринимательства начала действовать в 2013-2014 гг. через ОАО «МСП Банк» и ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» (АКГ). Причем АКГ должно было выполнить роль ядра формируемой национальной системы гарантийных организаций. Однако агентство просуществовало чуть больше года. В настоящее время на его базе формируется новая структура – АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Что это даст предпринимателям? Как скоро механизм госгарантий заработает в полную силу?
В интервью корреспонденту «Народной экспертизы» своим видением ситуации делится президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик.
– Эксперты говорят, что со времени «майского указа» постоянно менялись правила игры. Что происходило с системой госгарантий для малого и среднего бизнеса? Она развивалась или видоизменялась без видимого результата?
– Тут следует внести ясность – что значит «видимый результат»? Для создания любой системы нужно время на настройку бизнес-модели, ее внедрение и апробацию. Нельзя просто взять и сделать так, чтобы все заработало прямо на следующий день. Ведь нужно сформировать необходимую нормативную базу, разработать портфель продуктов, выстроить эффективные взаимоотношения с партнерами, регулирующими структурами, экспертным и предпринимательским сообществами. Только после этого возможен качественный старт.
Теперь что касается изменений и развития. Чуть больше года назад было создано Агентство кредитных гарантий (АКГ), которое органично дополнило уже действующие инструменты. До этого малым и средним бизнесом в целом занимался соответствующий департамент в Минэкономразвития, ВЭБ и МСП-банк, а для экспортеров был создан отдельный орган – ЭКСАР.
И, наконец, недавно произошел качественно новый виток развития всей системы госгарантий – было принято решение о формировании Федеральной корпорации развития малого и среднего предпринимательства (ФКР МСП). Она будет заниматься всем спектром поддержки бизнеса, что позволит, с одной стороны, повысить эффективность и оптимизировать работу финансовых институтов, а с другой, предоставит полноценный инструментарий предпринимателю в формате «одного окна». Как говорится, «пришел – увидел – получил». Полагаю, что такая консолидация положительно скажется на развитии предпринимательства в стране и, в частности, на развитии системы госгарантий для бизнеса.
– Агентство кредитных гарантий позиционировалось как центр компетенций и ядро национальной системы гарантийных организаций. Зачем понадобилось создавать еще одну структуру? Если появились новые задачи (например, госзакупки), их разве не могло бы выполнять АКГ?
– Здесь надо понимать, что АКГ — это институт со сравнительно узкой специализацией. Агентство было создано, прежде всего, для гарантийной поддержки бизнеса, а также для формирования Национальной гарантийной системы (НГС), в рамках которой все участники (МСП-банк, региональные гарантийные организации, ЭКСАР) при поддержке Банка России и Минэкономразвития создают общую систему гарантийной поддержки бизнеса в стране. На мой взгляд, со своими задачами агентство справляется: гарантии выдаются, стратегия НГС сформирована.
Смотреть на ситуацию здесь надо шире: выдача государственных гарантий еще не панацея для поддержки предпринимателей в масштабах страны. А бизнес-модель Агентства вовсе не предполагает расширения функционала — реализовать все задачи им не позволит лицензия определенного формата, отсутствие банковских механизмов, штатное расписание всего в сотню человек и другие ограничения.
Я думаю, что отчасти именно ограниченный функционал АКГ послужил причиной его трансформации в Федеральную корпорацию развития малого и среднего предпринимательства, которая уже изначально задумывается как структура широкого профиля. Тут вам и финансовая поддержка МСП, и юридическая помощь бизнесу, и привлечение денежных средств из самых разных источников, и уйма всего другого. Одна из важнейших задач – облегчение доступа бизнеса к госзаказу. ФКР МСП также будет готовить предложения по совершенствованию законодательства и выполнять многие другие задачи, которые — повторюсь, – в рамках АКГ просто не могут быть исполнены.
– Счетная палата в начале года проверила АКГ и установила, что с июня по декабрь 2014 года агентство выдало всего 212 гарантий на общую сумму 1,4 млрд. рублей. Это 21,4 % от установленного планом мероприятий на 2014 год количества. Почему пробуксовывает программа стимулирования предпринимательства? Что мешает распорядиться деньгами?
– Да, я помню эту историю. Как я уже говорил, ни одна структура не может выйти на полные обороты с первых дней своего существования — особенно в таком сложном вопросе, как гарантийная поддержка. Насколько я знаю, сегодня АКГ идет в полном соответствии с установленным планом: к концу этого года должно быть выдано 2,7 тысячи гарантий по кредитам. Цифра вполне реальная, если учесть, что сейчас выдано более 2000 гарантий.
Теперь к той части вашего вопроса, что мешало, мешает или может помешать распределить деньги. Полагаю, тут беспокоиться не о чем — АКГ не может распорядиться бюджетными деньгами иначе, чем прописано в уставе организации, то есть не на предоставление гарантий. Здесь проблем нет, и деньги на другие цели уйти не могут.
– Может быть, дело в излишней строгости правил? Эксперты Центра «Народная экспертиза» считают, что необходимо сделать условия гарантирующих структур более комфортными для заемщиков: увеличить размер гарантии (например, до 75% от размера получаемого кредита), смягчить требования к предъявляемому предпринимателями бизнес-плану, снизить комиссию за выдачу банковских гарантий. Вы согласны с этим?
– Отчасти. С одной стороны, любое упрощение условий для ведения бизнеса – это всегда хорошо. С другой, упрощение процесса получения гарантий не решит всех существующих проблем и не подтолкнет людей к началу собственного дела.
Сегодня для частного бизнеса существует ряд барьеров: экономическая конъюнктура, ключевая ставка Банка России, недостаточное фондирование банков и пр. На этом фоне в предпринимательской среде произошел спад — новые ставки сделали кредиты недоступными, поэтому вполне очевидно, что у Агентства кредитных гарантий не случилось прорыва в работе в данный период.
Здесь нужен комплексный подход. Помимо усовершенствования организационных, правовых аспектов государственной поддержки бизнеса (включая развитие системы налогообложения, расширение доступа к кредитованию, к закупкам у государственных компаний и компаний с госучастием и пр.) необходимо повышать уровень финансовой грамотности населения, проводить масштабную работу по информированию граждан обо всех возможностях государственной поддержки. К сожалению, сегодня немногие обладают полной информацией.
– Существуют отраслевые, региональные программы поддержки малого и среднего бизнеса. Эксперты считают, что есть смысл придать Агентству государственного развития малого и среднего бизнеса статус наблюдателя (если не контролера) их исполнения. Это обеспечит единство политики госгарантий в сфере МСП?
– Я считаю, что не стоит наделять новую структуру функциями контролера. Сегодня в России и так достаточное количество контролирующих ведомств, а смысл-то был в другом – чтобы создать единую систему «одного окна», способную быстро и эффективно помогать субъектам МСП.
Подписав указ о создании ФКР МСП, Президент России объединил все существующие механизмы государственной поддержки предпринимателей. Сейчас крайне важно, чтобы новая структура вобрала в себя все хорошее от АКГ, МСП-банка и прочих институтов, объединила все инструменты и качественно предоставляла предпринимателю услугу «одного окна».
Еще одним важным направлением деятельности новой корпорации (ФКР МСП) будет информирование населения с целью поддержки частного бизнеса. Предпринимателей необходимо «вооружить» знанием обо всех возможностях, которые на сегодняшний день предоставляет государство, помочь им сориентироваться в кредитно-финансовой сфере.
Создание центра поддержки российского экспорта, создание Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства – все эти меры направлены, в первую очередь, на совершенствование существующих механизмов государственной поддержки бизнеса, снижение административных издержек, расширение финансовых возможностей бизнеса в России. Однако информацию о существующих инструментах необходимо донести до предпринимателей.
– На жесткие правила предоставления госгарантий недавно указала Счетная палата. В материалах проверки Агентства кредитных гарантий говорится, что процентные ставки по банковским кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства в 2014 году оставались высокими (до 28% годовых) относительно ключевой ставки Банка России. А анализ типовых соглашений, заключенных агентством и банками-партнерами, показал, что в документах не предусмотрены условия по минимизации процентной ставки по кредитам. Допустим, эти и другие ограничения будут сняты. Это кардинально изменит ситуацию в лучшую сторону?
– Вопрос не совсем корректный, потому что размер процентной ставки устанавливает банк, а не АКГ. Агентство лишь предоставляет гарантию по кредиту, берет на себя часть рисков, тем самым подталкивая банки навстречу бизнесу. Но диктовать им условия оно не вправе – в конце концов, это коммерческие, а не благотворительные структуры. А на процентные ставки банков оказывает влияние целый ряд факторов: это и ключевая ставка ЦБ, и высокие риски, связанные с нестабильностью экономики. Кроме того, МСП по определению является высокорисковым сегментом, то есть все это автоматически закладывается в стоимость кредитов.
Если говорить о конкретных решениях, то здесь необходимо применять специальные механизмы, которые могли бы мотивировать банк финансировать бизнес под низкий процент. К слову, не так давно наконец стартовала программа стимулирования кредитования МСП; ее запустило АКГ совместно с Банком России и Министерством экономического развития. В рамках программы средний бизнес может получить кредит под 10%, а малый – под 11% годовых. В программе участвуют 12 ведущих банков страны, и предприниматели могут получить кредиты по этим процентным ставкам под гарантии АКГ. Надеюсь, что в будущем подобная практика будет только расширяться.