В рамках Восточного экономического форума 5 сентября прошел традиционный бизнес-диалог «Россия-Япония», участниками которого стали более 350 российско-японских предпринимателей. Со-модераторами дискуссии выступили глава Российско-Японского делового совета, президент «Деловой России» Алексей Репик и председатель Федерации экономических организаций «Кэйданрэн», исполнительный директор Marubeni Corporation Асада Тэруо.
Участниками мероприятия стали министр экономического развития России, специальный представитель президента РФ по экономическому сотрудничеству с Японией Максим Орешкин, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев, а также представители японского правительства – министр экономики, торговли и промышленности Японии, министр по экономическому сотрудничеству с Россией Хиросигэ Сэко и государственный министр по особым поручениям Сацуки Катаяма. Участие в дискуссии также приняли члены генсовета «Деловой России» Игорь Дьяченко, Михаил Сутягинский, Алексей Порошин и Флидда Габбасова.
«Национальные цели развития России, обозначенные президентом Владимиром Путиным, являются приоритетными и для российско-японских экономических отношений. Повышение производительности труда (активное сотрудничество с корпорацией «Тойота»), увеличение продолжительности здоровой и активной жизни, проекты сотрудничества в области экологии и переработки мусора (компании «Хитачи» и «Кавасаки»), проекты цифровой экономики и создание комфортной городской среды, масштабные проекты в областях промышленности, энергетики и с/х - все это уже работает и открывает новые горизонты для экономического роста и реализации нашей главной цели по повышению благосостояния народов двух стран», - отметил в своем вступительном слове Алексей Репик.
Ключевая тема бизнес-диалога в этом году была определена как «Россия и Япония: крупнейшие транспортные пути как инструмент для развития новых возможностей сотрудничества на Дальнем Востоке». В своем выступлении президент «Деловой России» Алексей Репик выразил надежду, что реализация проектов, связанных с развитием Северного морского пути, дальнейшее увеличение пропускной способности и рост эффективности Транссиба, связывающего Дальний Восток с Москвой, со странами Европы, будут способствовать масштабному увеличению пассажиро- и грузопотоков между крайними точками евразийского континента, что повлечет за собой трансформацию самой сути Дальневосточной экономики.
План из восьми пунктов, предложенный премьер-министром Японии Синдзо Абэ в мае 2016 года, является основой для развития экономического сотрудничества двух стран. Документ подразумевает укрепление отношений в области энергетики, малого и среднего бизнеса, индустриализации Дальнего Востока, расширение экспортной базы. Комментируя промежуточные итоги реализации плана экономического сотрудничества между двумя странами, Максим Орешкин рассказал о ключевых двусторонних соглашениях и договоренностях, заключенных и достигнутых в 2019 году, а также сказал о том, что еще предстоит сделать. В частности, он отметил потенциал сотрудничества в проектах строительства 3-й очереди «Сахалин-2» (ПАО «Газпром»), «Балтийский СПГ» (ПАО «Газпром»), развития и освоения Северного морского пути, Транссиба, возможности взаимодействия в сфере туризма, высоких технологий и др. Министр также напомнил участникам, что президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ поставлена задача достичь показателя двустороннего товарооборота в размере 30 млрд долл. США в год к 2025 году.
В свою очередь министр экономики, торговли и промышленности Японии, министр по экономическому сотрудничеству с Россией Хиросигэ Сэко заметил, что развитие Дальнего Востока вступает в ключевую динамичную фазу. «Дальний Восток – это морская и сухопутная аорта. Арктический морской путь даст дополнительные возможности для развития региона. Вчера принято решение по финансированию А́рктик СПГ-2 с участием японского бизнеса, и энергетические поставки из России будут осуществляться в Азию через Дальний Восток. Что касается сухопутного пути, то железная дорога имеет большое значение для развития региона. В этом году мы собираемся сконцентрироваться на проектах использования этой возможности», - уточнил Хиросигэ Сэко.
Гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозеров рассказал о сотрудничестве холдинга с японскими партнерами по нескольким направлениям, ключевое из которых – развитие перевозок по Транссибирской магистрали. Запущенный транзитный сервис, осуществляемый АО «РЖД Логистика» и транспортной группой Fesco, позволяет осуществлять перевозку контейнеров из Японии транзитом через Россию в Европу за 19 суток. Другим направлением сотрудничества с японскими партнерами является модернизация клиник ОАО «РЖД». Пилотным проектом стало создание российско-японского центра превентивной медицины и диагностики на базе Дорожной клинической больницы РЖД в Хабаровске. «Учитывая столь широкий спектр сотрудничества ОАО «РЖД» с японскими партнерами, а также для дальнейшей активизации деятельности с Японией посчитали важным открыть представительство ОАО «РЖД» в Токио», - подытожил Олег Белозеров.
Первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Николай Цехомский представил «Фабрику проектного финансирования». «Основным механизмом работы фабрики является синдицированное кредитование, реализуемое с применением мер государственной поддержки. Это позволяет повысить доступность кредитных ресурсов, увеличить сроки кредитования и распределить риски между участниками. В настоящее время одобрены 7 проектов, ещё 8 находятся на рассмотрении. Фабрика открыта для международных партнёров», - сообщил Николай Цехомский. Одно из приоритетных направлений для сотрудничества - реализация проектов, направленных на создание качественной среды в крупных дальневосточных городах – прежде всего, во Владивостоке, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском.
В завершении дискуссии губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский поделился планами развития российско-японского межрегионального взаимодействия в рамках 2020 года, который станет годом развития сотрудничества российских и японских регионов.
С японской стороны также выступили председатель совета директоров Mitsui & Co. Масами Иидзима, председатель совета директоров Toyota Motor Corporation Такэси Утиямада, председатель совета директоров Japan Airlines Ёсихару Уэки, председатель Японской организации по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО) Нобухико Сасаки, генеральный директор СТС-Форума Кодзи Оми, губернатор префектуры Тоттори Синдзи Хираи.