18 ноября на осенней сессии ежегодной выставки-форума «Международный день импорта и экспорта 2020» девять бизнес-послов «Деловой России» поделились советами и кейсами по продвижению российских товаров и услуг на рынки Германии, Индии, Узбекистана, Латвии, Венгрии, Израиля, Кувейта, Нигерии и Финляндии.
Модератором сессии выступила вице-президент и руководитель исполкома «Деловой России» Нонна Каграманян. «Традиционно, выходя на внешние рынки, российские экспортеры, как правило, рассчитывают на собственные силы, а также на содействие со стороны государства, система поддержки которого имеет сложный, разветвленный характер. Между тем российские деловые объединения активно развивают собственную инфраструктуру поддержки российских компаний за рубежом. Эта система основана на таких принципах, как понимание уникальности каждого кейса, возможность эффективного лоббизма и ориентированность на результат», — отметила она и рассказала о такой инфраструктуре в «Деловой России» — институте бизнес-послов.
Первым выступил бизнес-посол «Деловой России» в федеральных землях Берлин и Северный Рейн – Вестфалия Сергей Гебель. Он отметил, что внешнеэкономическая деятельность с Германией активно продолжается, несмотря на пандемию и санкции, и подчеркнул, что поледние не препятствуют работе частных компаний, не попавших в санкционные списки. Среди наиболее перспективных направлений для экспорта в Германию он перечислил энергоносители и сырье, робототехнику и искусственный интеллект, современные биотехнологии, новые источники энергии, водородную тематику, энергосберегающие технологии, кибербезопасность, аддитивные технологии, IT для новых технологических процессов, инжиниринговые услуги, масс-медийные товары и услуги: программы, игры, платформы, сервисы. Перспективными для импорта из Германии он назвал машиностроение, станкостроение, автомобилестроение, фармацевтику и химическую промышленность, энергетику, легкую промышленность и продукты питания.
Бизнес-посол «Деловой России» в Индии Ольга Куликова подчеркнула, что прежде, чем заходить в эту страну, необходимо максимально подробно изучить рынок и проработать маркетинговый план. Особенности работы и потребительского поведения в разных штатах могут значительно отличаться — это важно учитывать при планировании своей деятельности. Кроме того, по словам бизнес-посла, продукт должен быть обязательно адаптирован для индийского рынка, так как индусы становятся все более требовательными потребителями. По словам Ольги Куликовой, залог успеха при выходе на рынок Индии — это наличие надежного партнера в этой стране. Она отметила, что «Деловая Россия» активно развивает связи с индийскими деловыми ассоциациями, чтобы помогать своим членам находить таких партнеров.
Представитель бизнес-посла «Деловой России» в Узбекистане Дмитрий Хилов рассказал о создании торгового дома в Узбекистане. Он отдельно остановился на возможностях, которые работа на этом рынке дает экспортерам и подчеркнул, что именно с Узбекистана проще всего начать выход на рынки центральной Азии. Дмитрий Хилов перечислил ключевые сферы сотрудничества: ТЭК, машиностроение, стройматериалы, услуги (транспортные, строительные, логические, банковские), телеком, АПК, металлургия. По его словам, сейчас на первый план выходит машиностроение, потому что в Узбекистане идет массовая модернизация производств.
Бизнес-посол «Деловой России» в Латвии Игорь Силин отметил, что одним из барьеров для выхода на рынок этой страны может стать настороженное отношение прибалтов к иностранным и в частности российским компаниям. Однако страна располагает огромным кадровым потенциалом, большим количеством складов для временного хранения продукции со своими таможенными постами и активно развивает внешнеэкономическую деятельность. По словам бизнес-посла, компании, которые планируют локализовать производство в Латвии, получают ощутимую поддержку от государства. Одной из наиболее актуальных отраслей для сотрудничества он назвал металлообработку.
Бизнес-посол «Деловой России» в Венгрии Александр Мережко назвал эту страну одной из наиболее удачных точек входа на рынок Европы за счет благоприятных политических отношений между Россией и Венгрией. Кроме того, банки Венгрии готовы финансировать российско-венгерские проекты. Важным условием для выхода на венгерский рынок он назвал сертификацию продукции по европейским стандартам.
Бизнес-посол «Деловой России» в Израиле Владимир Кузнецов отметил, что товарооборот между странами в этом году снизился на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенность Израиля как страны, которая развивает высокие технологии — заинтересованность в импорте сырья, а не готовых продуктов. Среди несырьевого экспорта из России в Израиль актуальны продукты питания и механические части для специальных устройств. В свою очередь, Израиль поставляет в Россию большое количество медицинских изделий и других точных высокотехнологичных устройств. По словам бизнес-посла, наибольший прирост количества израильских инвестиций в российскую экономику в ближайшее время даст сфера IT.
Бизнес-посол «Деловой России» в Кувейте Алексей Мостовщиков рассказал, что этой стране наиболее интересно сотрудничество в образовательной сфере: есть запрос на открытие частой школы с российскими преподавателями и элементами российских образовательных программ, а также Кувейт заинтересован в открытии представительств российских вузов. Еще одна перспективная сфера сотрудничество — здравоохранение: кувейтцы готовы принимать у себя представительства российских медицинских компаний. Актуальным направлением взаимодействия бизнес-посол назвал также туризм, включая строительство гостиниц и парков развлечений.
Представитель бизнес-посла «Деловой России» в Нигерии Джон Чикелу рассказал о работе в самой населенной африканской стране с крупнейшей на континенте экономикой. Он отметил, что ближайших планах — создание своего рода шоурума пищевых продуктов и открытие торгового и выставочного павильона, где может быть представлена российская продукция.
Бизнес-посол «Деловой России» в Финляндии Александр Сегаль назвал наиболее перспективной нишей для сотрудничества с Финляндией высокие технологии, искусственный интеллект и его внедрение в энергетику и другие отрасли. По его словам, финские институты развития оказывают всестороннее содействие компаниям в этих сферах. Кроме того, Финляндия, по мнению бизнес-посла, хороший «трамплин» для выхода на другие мировые рынки. Среди других актуальных отраслей он назвал пищевую промышленность — российские продукты питания пользуются спросом в финских сетях.
Подводя итог дискуссии, Нонна Каграманян отметила: «Каждый рынок своеобразен, уникален; каждый рынок имеет свои возможности, свой потенциал и свои потребности. Выходя на внешние рынки, очень важно оценивать эти возможности и потребности. Как говорится, малый и средний бизнес не имеет права на ошибку. Выходя на эти рынки, нужно заранее понимать и оценивать все барьеры, чтобы не сделать ошибок. Поэтому нам очень важно обмениваться информацией, опытом, чтобы совместными усилиями продвигать прорывные возможности российской экономики на внешние рынки».