Вчера президент России подписал указ о передаче Ростуризма из ведения Минкультуры в ведение Минэкономики. Новость с энтузиазмом встретили эксперты туристической сферы и сферы бизнеса. По их словам, этот шаг необходимо было сделать уже давно. Хотя то, что туризм — это прерогатива экономистов, а не музейщиков, власти отчетливо поняли лишь после мундиаля.
Соответствующий документ о переподчинении ведомства опубликован в понедельник на официальном интернет-портале правовой информации.
«Установить, что Федеральное агентство по туризму находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации», — говорится в документе.
Кроме того, Минэкономразвития передаются «функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристской деятельности, по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, а также по осуществлению государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма», — говорится в документе.
Решение президента «Примечания» обсудили с соучредителями некоммерческой организации «Национальная туристическая инициатива».
Как отмечает эксперт центрального штаба ОНФ в области туризма, экс-глава ГАУ «Центра развития туризма» Севастополя Александр Железняк, туризм не должен являться подведом Министерства культуры.
«Минкульт по структуре правительства — это социальный блок и, соответственно, социальные бюджетные подходы, — говорит Железняк. — Там нет задачи развивать экономику, помогать бизнесу. У нас пока туризм был в Минкульте, подход был один – дайте денег, мы их освоем».
По словам эксперта, сложившаяся ситуация повлияла на то, что внутренний туризм в России развивался слабо.
«Он в зачаточном состоянии. Есть осколки санаторного-курортного комплекс,а подчиняющегося Минздраву. Слабые попытки Минприроды развивать экотуризм. Любой проект во внутреннем туризме — это абсолютно новая история. Как Сочи, например, — фактически построили новый город к Олимпиаде. По сути специальный государственный проект. Или построить стадионы к Чемпионату мира. И не просто стадионы — транспортные сети, гостиницы, весь гигантский комплекс. У нас это работает в роли отдельных адресных проектов, но нет сложившейся развитой системы, которая накрывает всю страну, а не отдельные города, которые принимали чемпионат мира. Для того, чтобы эти проекты работали — как на федеральном, так и на региональном уровне — нужны соответствующие подходы».
Железняк напомнил, что 10 лет назад Ростуризм уже был подведом Минэкономразвития, однако тогда в стране не было соответствующих приоритетов в развитии отрасли. Затем ведомство и вовсе отдали Министерству молодежи и спорта, позже — Минкульту. Что изменилось и почему власти решили отдать туризм экономистам именно сейчас?
«Санкции заставили думать об импортозамещении и развитии адекватных внутренних предложений, — поясняет Железняк. — Ведь что такое выездной туризм? По большому счету – это вывод денег заграницу.
Сотни миллионов людей, которые выезжают отдыхать в Турцию, Египет, Европу и так далее — вывозят деньги, которые могли потратить внутри страны. И они едут, потому что внутри страны им не могут предложить конкурентные услуги. Поэтому развитие внутреннего туризма – это как раз создание модели импортозамещения, когда люди могут потратить деньги внутри страны. Но не запретительными мерами, как это было при Союзе, а конкурентными».
Решающим сигналом о том, что необходимо менять подход к туризму стал Чемпионат мира по футболу, считает эксперт ОНФ.
«За время мундиаля туристы потратили около 100 млрд рублей внутри страны, — говорит эксперт. — Эти деньги влились в экономику. И это довольно серьезное прибавление. Именно поэтому и начали задумываться: слушайте, туризм — это, видимо, хорошая история, ей нужно заниматься и что-то менять. Кто может поменять, кто может экономику выстроить — только Минэкономразвития».
Соответственно, такой же подход сейчас наблюдается и в регионах — в Севастополе туризм был сначала в Департаменте приоритетных проектов (ДППР), затем его отдали в Управление культуры.
«Именно благодаря тому, что отрасль туризма была под ДППР, появился проект Большой севастопольской тропы, потому что руководство департамента исповедовало именно проектный подход.
Как только мы попали в культуру, мы услышали – ребята, какая тропа? У нас тут на музыкальную школу денег не хватает. Во многих регионах страны туризм тоже в плоскости департаментов культуры с музыкальными школами, музеями и так далее. Они не понимают, что выстраивание экономики внутреннего туризма – это проектный подход, он сильно отличается от бюджетных организаций».
По словам главы севастопольского отделения бизнес-организации «Деловая Россия» Олега Николаева, переход Ростуризма в Минэк — логичный и ожидаемый шаг в направлении равития туристической отрасли.
«Мы ожидаем, что сменится команда, которая должна быть заточена именно на развитие туризма как экономики в разных отраслях. Надеемся, что поменяют функционал, структуру, конкретных людей, и что-то изменится. И что с переходом Ростуризма в ведение Министерства экономического развития, такой же подход применят власти Крыма и Севастополя».
Николаев отметил, что и сам по себе туризм способен влиять на развитие многих других направлений, в которых могут развиваться регионы.
«Есть такое понятие – мультипликативный эффект, — говорит Николаев. — Он действует более чем на 50 разных отраслей. Один поток туристов развивает сразу гигансткое количество смежных сфер. Это экономические подходы, понять которые, просчитать и помочь им реализовываться могут только экономисты. Это сфера экономики, а не социальная».
По словам Николаева, во всех развитых странах туризм является отраслью экономики.
«Во всех развитых странах туризм является отраслью экономики, — говорит бизнесмен. — Такой опыт использует Испания, Италия, многие страны, где туризм играет значительную роль. Например, в США оборот в этой отрасли порядка триллиона долларов. А у нас это являлось какой-то кустарной историей».
По его словам, Севастополь как раз дает пример развития туризма именно как экономической модели.
«Вокруг туризма возникает масса бизнесов. Берем пример нашей Большой Севастопольской тропы. Проложен маршрут, оборудуется тропа за городской бюджет, вокруг нее начинает развиваться предпринимательство.
Но в то же время, говорит Николаев, все должно быть в рамках разумного и по закону.
Лесные уголья сами по себе, а кемпинги, стоянки и услуги, которые огут предоставляться туристам – это совсем другое: начиная от проката инвентаря, заканчивая оборудованными площадками».
«Но все должно делаться на открытых конкурсах. Разыгрываться, а не отдаваться за три копейки и непрозрачно. Тогда это неплохо. И, конечно же, нужно делать все в рамках закона».
На вопрос, нет ли в таком случае риска варварского освоения лесных угодий, Николаев отметил, что речь идет о таком предпринимательстве, которое будет соблюдать требования экологов, не нанося ущерба природным комплексам.