21 января председатель комитета «Деловой России» по экологии Ильдар Неверов получил благодарность министра РФ по природным ресурсам и экологии за участие в проведении мероприятия «Дни Арктики в Москве»
В деловой сессии, организованной министерством природных ресурсов и экологии РФ и Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» 19 ноября 2015 года на площадке МИА «Россия сегодня» приняли участие свыше 140 человек.
В формате открытого диалога власти и бизнеса об интенсификации промышленного освоения Арктики, об актуальных задачах государства и возможностях компаний выступили:
Сергей Донской, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Алексей Репик, Президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Геннадий Казанин, Генеральный директор ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция», Президент РОО «Ассоциации полярников Мурманской области»
Игорь Кошин, Губернатор Ненецкого АО
Дмитрий Пристансков, директор федеральных и региональных программ «Норникеля»
Игорь Семенов, первый заместитель гендиректора Первой горнорудной компании
Дмитрий Пурим, председатель правления ПАО «Совфрахт»
Андрей Смирнов, заместитель генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия «Атомфлот»
Сергей Девятьяров, заместитель генерального директора «Газпромнефть Новый порт»
Сахамин Афанасьев, Министр охраны природы Республики Саха (Якутия)
Юрий Захаринский, Заместитель председателя Правительства Красноярского края
Лев Левит, Советник по освоению Арктики Губернатора Архангельского края
Ильдар Неверов, член генерального Совета ООО «Деловая Россия», Председатель комитета по экологии, Учредитель группы компаний «Север».
В обсуждении приняли участие представители нефтегазовых, геологоразведочных, судостроительных, транспортных, сервисных компаний.
Ключевыми темами обсуждения стали вопросы: а) наращивания минерально-сырьевой базы в арктическом регионе; б) развитие Северного морского пути; в) комплексное развитие арктической инфраструктуры; г) стимулирование отечественной промышленности; д) сохранение уникальной заполярной природы, ж) очистка арктических территорий, з) развитие туризма.
По итогам дискуссии, на основании озвученных предложений, Общественная организация «Деловая Россия» обращает внимание на следующие аспекты, которые, по мнению участников, требуют особого внимания правительства РФ:
- Отмечено, что освоение промышленного потенциала Арктики, развитие наукоемких технологий для освоения арктического региона должно продолжаться, не зависимо от экономической и геополитической конъюнктуры. При этом вопросы обеспечения экологической безопасности, сохранения окружающей среды при интенсивном промышленном освоении должны оставаться ключевым приоритетом в АЗРФ.
- Отмечена необходимость повышать инвестиционную привлекательность региона, предпринимать уверенные шаги для активизации «арктического» бизнеса путем объединения усилий государства и бизнеса, в том числе путем сбора и анализа всех коммерческих проектов в АЗРФ и выработка мер их поддержки. Важно сформировать бюджетно-налоговые и таможенно-тарифные механизмы (пока таких немного и явно недостаточно). Текущая тарифная политика бизнесом рассматривается как запретительная, а отнюдь не стимулирующая. Это позволит привлечь частные, российские и зарубежные инвестиции в развитие региона.
- Стимулом для развития отечественной техники и судостроения для освоения арктического шельфа, активизации арктического бизнеса, привлечения частного бизнеса должно стать частно-государственное партнерство.
- Отмечено, что для стимулирования и поддержки развития арктических территорий, необходимо разработать программу реконструкции и создания современной инфраструктуры Арктики, в том числе долгосрочную программу развития транспортной инфраструктуры.
- В сфере воздушного транспорта основным вопросом является необходимость разработки программы возрождения региональной малой авиации, предусматривающей обновление парка воздушных судов, реконструкцию северных аэропортов.
- Специфика Арктической зоны требует нестандартных инфраструктурных решений. Важно развить сервисную инфраструктуру, необходимую для эффективного освоения арктических месторождений.
- Отмечено, что комплексное развитие Северного Морского Пути является важной государственной задачей, особенно в настоящее время, когда глобальные геополитические интересы связаны с Арктикой.
Так, в июне 2015 года Правительством РФ была принята одноименная программа, определяющая концепцию государственной политики в отношении этой стратегической транспортной артерии.
Российский бизнес заинтересован в эффективных действиях со стороны государства, а также в лице «Деловой России» выражает твердое намерение применить лучшие коммерческие практики по интенсификации развития Северного Морского Пути в части развития судоходства и международной логистики.
- Для развития МСП особо актуальными являются следующие задачи:
а) установление рабочего контакта судовладельческими ассоциациями в странах Юго-Восточной Азии и странах ЕС; проведение коммерческой работы с ними на предмет привлечения судовладельцев для осуществления перевозок Северным Морским Путем;
б) проведение анализа процедуры согласования заявок по прохождению по Северному Морскому Пути на предмет излишних административных барьеров;
в) межведомственное согласование проекта по дооборудованию Северного Морского Пути локационным, навигационным оборудованием (МинТранс), средствами по линии МЧС, техническими средствами по линии МинСвязи;
г) анализ ФЗ «О пограничном контроле» на предмет барьеров для развития судоходства в АЗРФ;
д) работа по снижению тарифов на ледовую проводку судов по Северному Морскому Пути в соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 4 марта 2014 г. N 46-т/2;
ж) проведение работы с Росморпортом на предмет привлечения дизельных ледоколов ведомства на СМП для устранения дефицита в ледокольной проводке;
з) систематизация всех основных средств для проведения работы в АЗРФ: буксиры, баржи, плавкраны, ледоколы, суда с ледовым классом, средства распаузки, земленасосы, дноуглубители, причем как коммерческих, так и государственных. Доведение этой информации до российских и иностранных судовладельцев и грузовладельцев, имеющих интересы в АЗРФ.
- Комплексному развитию Северного Морского Пути, перевозок в рамках МСП способствовало бы создание единого оператора по развитию Северного морского пути. Предлагается создать и уполномочить специальный орган в форме частно-государственного партнерства, который возьмет на себя функции по организации локационного, навигационного и технического сервиса на Северном Морском Пути, а государство - функции, относящиеся к созданию систем связи и работы по линии Пограничного контроля и МЧС.
- Участники сессии поддерживают законодательную инициативу Министерства природных ресурсов и экологии РФ, согласно которой компании, вместе с заявками о пользовании недрами на континентальном шельфе России, должны представить предложения по срокам и объемам работ по строительству морских судов. Законопроект должен стать серьезным импульсом к развитию судостроения, системным подходом к реализации проектов в Арктике.
- В части развития научно-исследовательского сектора, инновационной деятельности отмечена необходимость разработки и внедрения нового оборудования, технологий, в том числе посредством трансфера из-за рубежа, а также выпуск соответствующего оборудования, отвечающего всем необходимым требованиям, отечественной промышленностью, материалов, адаптированных к природно-климатическим условиям Арктики.
- Отмечено, что одним из перспективных направлений деятельности в регионе является арктический туризм, в том числе развитие круизного туризма как одного из приоритетных и наиболее выгодных для операторов туристической деятельности. Российские операторы намерены использовать судно комфортного класса для транспортировки пассажиров по маршрутам из северных портов РФ с судозаходами на архипелаг Шпицрберген, острова архипелага Земля Франца-Иосифа, Новую Землю, Соловецкие острова.
Для того, чтобы значительно увеличить туристический поток в данном регионе необходимо дополнительное финансирование с целью дооборудования гостиничного сектора, пассажирских причалов, снаряжения для морского дайвинга, устройства пешеходных зон и спусков-подъемов.
- Некоторые территории, представляющие особый интерес для развития туризма, серьезно захламлены разными видами отходов. В этой связи, важное значение имеет развитие программы по ликвидации накопленного экологического ущерба на условиях софинансирования ряда проектов с расчетом на окупаемость инвестиций за счет реализации вторичного сырья, извлекаемого в процессе ликвидации. Необходима поддержка ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба» в части АЗРФ, в том числе и за счет бизнеса. (Отмечено, что программа не финансируется, а потребность в ее реализации есть).
Участники сессии отмечают актуальность и востребованность деловых дискуссий о развитии АЗРФ, подчеркивают интерес бизнеса к подобным мероприятиям. Рекомендуют Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» не реже двух раз в год проводить деловые мероприятия в рамках ежегодного Федерального форума «Дни Арктики в Москве» для обсуждения актуальных вопросов промышленно-хозяйственной, социально-экономической деятельности в арктическом регионе.
«Деловая Россия» и участники дискуссии выступают с инициативой посвятить деловую сессию «Дней Арктики в Москве» 17 ноября 2016 года обсуждению арктических проектов по накопленному ущербу и уборке Арктики, а также развитию туризма на арктических особо охраняемых природных территориях.
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» предлагает также организовать международную деловую сессию арктической тематики в рамках ХХ Петербургского международного экономического форума в июне 2016 года.