23 мая в рамках «нулевого» дня ПМЭФ прошла дискуссия «Маркетинг территорий через призму промышленного туризма». В мероприятии приняли участие члены генерального совета «Деловой России» Елена Кривенкова и Сергей Бацев, а также и.о. председателя санкт-петербургского отделения организации Дмитрий Панов. Круглый стол организован по инициативе председателя комитета по туризму и индустрии гостеприимства петербургской «Деловой России» Ирины Семёновой.
«Миссия индустриального туризма – повысить престиж и конкурентоспособность российской промышленности внутри страны и за рубежом через разработку уникальных туристических продуктов и увеличение экспорта туризма», – отметила председатель комитета по туризму «Деловой России» Елена Кривенкова. Пока же в России предприятия зачастую закрыты для новых направлений деятельности, так как не понимают, как и зачем развивать промышленный туризм и как на нем зарабатывать. Кроме того, многие опасаются, что посещение предприятий посторонними угрожает их интеллектуальной собственности. В стране отсутствуют единая концепция развития этого направления и стратегия продвижения промышленных туров за рубеж, посетовала делоросс.
В результате, по словам Елены Кривенковой, в России индустриальный туризм – пока удел отдельных предприятий, таких как завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо», Балтийский судостроительный завод или металлургический завод «Северсталь» в Череповце. В то же время в одной только Франции к индустриальному туризму прибегают более 1,7 тыс. промышленных предприятий. Заводы BMW в Германии в год посещают 260 тыс. человек, фабрика Cadbury в Англии за год привлекает 400 тыс. туристов. При цене экскурсионного билета в 10-20 долл. компании получают по 2,5-8 млн евро выручки от промышленного туризма.
При этом систематическое развитие промышленного туризма может обеспечить мощный социально-экономический эффект через профориентацию и обучение, сохранение истории производства, создание рабочих мест и привлечение кадров в туризм, убеждена Елена Кривенкова. Повышение имиджа российской промышленности в мировом сообществе поможет увеличить прозрачность и качество производств, привлечь туристов, инвестиции, а также повысить доходы. Кроме того, промышленный туризм будет способствовать маркетингу территорий и самих предприятий.
Дмитрий Панов убеждён, что промышленный туризм может стать визитной карточкой для привлечения инвестиций и что бизнес-объединение может выступить буфером взаимодействия между потенциальными инвесторами и властями. Он привёл в пример недавний визит делегации из Монако в Санкт-Петербург, в рамках которого участники ознакомились с четырьмя промышленными предприятиями, одним из которых стала компания «Деловой России» – «Красная нить». Представитель Торгово-промышленной палаты Монако ещё на площадке поинтересовался возможностью инвестировать в это производство сразу по возвращении в княжество.
«Такие практики надо тиражировать и распространять по всей России. В рамках “Деловой России” региональные отделения устраивают обмен лучшими практиками. Петербург является интеллектуальной столицей нашей страны, и лучшие наши практики перенимаются и тиражируются по всей России. Должны быть созданы программы, чтобы через промышленный туризм создавать и повышать инвестиционный потенциал. Лучшие практики, которые может поддержать Санкт-Петербург и его инвесторы, дадут качественный рост для всего промпроизводства в России», – подчеркнул Дмитрий Панов. Он предложил создать план действий на 2018 год в этой области.
Сергей Бацев предложить посмотреть на тему дискуссии под несколько иным углом. «Да, мы вводим практику визитов детей на предприятия для профориентации. Но есть и вторая составляющая: в России нет образовательных учреждений, которые учат тому, как строить промышленные предприятия. Мы поднимали два предприятия с нуля и опытным путем перебирали поставщиков. Мы потратили пять лет, делая ошибки», – отметил он. Промышленный туризм потенциально может способствовать обмену опытом.
Одна из проблем, по словам делоросса, – в России не так много предприятий, которыми хотелось бы похвастаться. «Я люблю заниматься промышленным туризмом в США или Италии и посетил десятки предприятий, включая фабрику, где печатают долларовые банкноты. У нас же пока в бизнесе всё создается не так красиво, как хотелось бы. Нужно отбирать предприятия, которые готовы инвестировать в себя, чтобы навести внешний лоск, и создавать реестр площадок, которые сочли бы за честь пригласить туристов и на которые не стыдно было бы их привести», – подчеркнул Сергей Бацев.
В рамках мероприятия было подписано соглашение между комитетом по развитию туризма правительства Санкт-Петербурга и петербургским отделением «Деловой России».