Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » Делороссы приняли резолюцию по итогам обсуждения законопроекта о рекламе

Делороссы приняли резолюцию по итогам обсуждения законопроекта о рекламе 05 августа 2022

Комитет по цифровым технологиям провел расширенное заседание

5 августа 2022 года на площадке Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в ходе расширенного заседания комитета по цифровым технологиям и инновациям в маркетинге, рекламе и коммуникациям прошло обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»» № 160605-8, внесенного 08.07.2022 года и уже через неделю – 15.07.2022 года, принятого в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее – комитет, законопроект).

Заседанию предшествовало активное изучение членами комитета поступивших в «Деловую Россию» мнений о законопроекте со стороны участников рынка наружной рекламы и рынка услуг по размещению частных объявлений физических лиц в сети Интернет (классифайдов). Также были рассмотрены позиции различных органов власти и организаций.

Согласно пояснительной записке, целями законопроекта являются защита национальных интересов Российской Федерации в связи с рисками распространения недостоверной информации и информации, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации. Также выделяется необходимость устранения рисков утечки персональных данных россиян в недружественные страны. По мнению инициаторов Законопроекта, достижение его целей будет возможно с помощью единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений.

Для этого законопроект вводит понятие единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений, являющегося участником рекламного рынка, и наделяет его не только контрольными функциями, присущими органу государственной власти, но и несвойственными коммерческой организации исключительными монопольными полномочиями и преференциями на рынках наружной рекламы и классифайдов. В частности, единый оператор наделяется полномочиями по разработке информационного ресурса, использование которого на возмездной основе будет являться обязательным для всех операторов наружной рекламы. Единый оператор участвует в разработке и согласовании схем размещения рекламных конструкций во всех регионах Российской Федерации, получает уникальное право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и транспорте, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 30 лет без процедуры торгов и без получения разрешений на установку и эксплуатацию, не обязан соблюдать требования отраслевых технических стандартов, законодательства об охране культурного наследия, а также отдельных положений законодательства о рекламе. Кроме того, единый оператор получает исключительное право на размещение через свой информационный ресурс частных коммерческих объявлений физических лиц в сети Интернет.

По мнению участников рынков наружной рекламы и классифайдов, критерии, установленные для компании – единого оператора, не позволяют стать таким оператором ни одному из существующих сервисов электронных объявлений. Технологическое решение для реализации функций по размещению электронных объявлений физических лиц единому оператору придется создавать с нуля. Таким образом, формируется новая монополия, а целый развитый сегмент ИТ-рынка, реализующий бизнес-модель сервиса электронных объявлений для граждан, должен прекратить свое существование. Сотни миллиардов инвестиций со стороны компаний и миллионы человеко-часов, затраченные на создание и внедрение передовых цифровых продуктов, будут потеряны.

В поступивших в «Деловую Россию» письмах также отмечается, что прекращение деятельности классифайдов будет означать, что федеральные и региональные бюджеты недополучат сотни миллиардов налогов, тысячи сотрудников останутся без работы, а десятки миллионов граждан не смогут пользоваться привычными российскими сервисами. Монополизация рынка, в свою очередь, неизбежно приведет к замедлению темпов развития технологий и стагнированию рынка электронной коммерции в России, аналогичные монополии могут начать создаваться и в других сегментах российского ИТ-рынка.

По мнению подавляющего большинства членов комитета и отраслевых экспертов, создание единого оператора идет вразрез с проводимой президентом России Владимиром Путиным и правительством Российской Федерации политикой по развитию конкуренции, всесторонней поддержке малого и среднего предпринимательства. Предоставление единому оператору исключительных полномочий и преференций в Законопроекте ничем не обосновано и противоречит Конституции Российской Федерации.

Участники заседания отметили, что законопроектом не учтено, что на данный момент требования к защищенности программного обеспечения уже разработаны в межотраслевых государственных стандартах, и активно используются участниками рекламных рынков. За время существования рынков цифровой рекламы не зарегистрировано ни одного случая распространения на цифровых рекламных конструкциях информации, угрожающей национальным интересам Российской Федерации. Из этого можно сделать вывод о том, что используемое операторами наружной рекламы программное обеспечение надежно и может использоваться в их дальнейшей деятельности, но при необходимости может быть скорректировано с учетом актуальных угроз информационным системам. Кроме того, специалисты по кибербезопасности утверждают, что создание единого информационного ресурса с возможностью единого центра управления существенно увеличит риск размещения нежелательной информации, так как всего лишь одна успешная кибератака на данный ресурс приведет к размещению такой информации на всех цифровых рекламных конструкциях страны. При таких обстоятельствах информационная безопасность цифровой рекламы не должна быть вверена в полномочия коммерческой организации, которая не обладает достаточными компетенциями в области информационной безопасности.

Участники заседания высказали мнение, что достижение заявленных законопроектом целей осуществимо без столь масштабных потрясений рынка наружной рекламы и рынка классифайдов. «Деловая Россия» и по отношению к другим законодательным инициативам в отношении этих рынков всегда выступает за взвешенный и всесторонний анализ альтернатив и формирование изменения законодательства с учётом интересов государственной информационной политики в настоящем периоде развития российского общества, мнения федеральных, региональных, муниципальных исполнительных органов власти, отраслевых общественных организаций, компаний-участников рынков.

Альтернативы заложенным в законопроект инструментам, вызвавшим столь мощное неприятие участников рынков, видятся, в частности, следующим образом:

1) следует поддержать инициативу повышения уровня безопасности программного обеспечения, используемого при размещении цифровой рекламы, а также выработать единые правила безопасности информационных систем, используемых для размещения цифровой рекламы с учетом отраслевых особенностей;

2) необходимо наделить собственников недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на котором установлены цифровые рекламные конструкции, и (или) правоохранительные органы правом и возможностью программными средствами пресекать демонстрацию «токсичного контента», а также в определенных законом ситуациях распространять общественно значимую информацию;

3) подготовить изменения в части отражения особенностей названных рынков в Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которым уже установлены запреты на размещение недостоверной или вредоносной информации и установлена соответствующая ответственность.

Участники заседания полностью поддержали тезис председателя Государственной думы Вячеслава Володина о недопустимости иностранного влияния на деятельность операторов наружной рекламы и классифайдов, и поддержали внесение изменений в законодательство о рекламе, предусматривающих обязательное раскрытие владельцами рекламных конструкций своих бенефициаров, а также регулирующих участие иностранных лиц в создании и текущей деятельности владельцев рекламных конструкций по аналогии с законодательством о СМИ.

Участники заседания подготовят обращения президента Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексея Репика в адрес председателя правительства Российской Федерации Михаила Мишустина и председателя Государственной думы Вячеслава Володина о недопустимости принятия законопроекта в текущей редакции, как уничтожающего рынок цифровой наружной рекламы и противоречащего Конституции Российской Федерации, и о необходимости внесения иных изменений в законодательство о рекламе и о защите информации с приложением соответствующего проекта федерального закона или поправок в законопроект.

Формирование соответствующих поправок будет проходить путём анализа полученных предложений комитетом, правовым блоком и экспертными центрами «Деловой России» в срок до 13 августа 2022 года. В случае принятия Государственной думой решения о продлении срока рассмотрения законопроекта и направления поправок к нему, «Деловая Россия» также готова увеличить время для сбора предложений и формирования перечня поправок.

Теги:
Партнёры