Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Проекты » Новости проектов » «Деловая Россия» обсудила вопросы сертификации продукции

«Деловая Россия» обсудила вопросы сертификации продукции 08 ноября 2016

3 ноября в «Деловой России» прошёл круглый стол «Система сертификации товаров, работ и услуг в компаниях с государственным участием и инфраструктурных монополиях. Барьеры и пути их преодоления», подготовленный в рамках взаимодействия с Корпорацией МСП

Круглый стол модерировал Сергей Фахретдинов, член Президиума генсовета «Деловой России», председатель Комитета по развитию взаимодействия бизнеса и государственных компаний, также от Комитета присутствовал Константин Сдобнов. От Корпорации МСП в работе круглого стола принял участие представитель Дирекции информационного и методического содействия организации закупок у субъектов МСП Рафаэль Мкртумян. От «ОПОРЫ России» в заседании участвовала вице-президент Марина Блудян и другие представители МСП-поставщиков.

Со стороны крупных заказчиков участвовали директор Департамента технического регулирования ГК «Росатом» Денис Павлов, заместитель руководителя Управления качеством ГК «Росатом» Александр Сироткин, начальник отдела планирования, контроля и методологии закупочной деятельности Департамента закупочной деятельности ПАО «Россети» Игорь Кириленко, заместитель начальника Управления аттестации и взаимодействия с производителями оборудования Департамента по работе с производителями оборудования ПАО «Россети» Дмитрий Фомичев, заместитель начальника Управления перспективного развития ПАО «Федеральный испытательный центр» (ГК ПАО «Россети») Владимир Князев, директор и заместитель директора Центра оценки соответствия продукции, метрологии и автоматизации производственных процессов ООО «НИИ Транснефть» Олег Аралов и Иван Буянов, начальник отдела сертификации основных видов продукции ООО «НИИ Транснефть» Евгений Сайко, директор Центра закупок и ценообразования ГК «Автодор» Ольга Алексеева, руководитель направления закупок основного технологического оборудования Департамента централизованных закупок ПАО «Ростелеком» Максим Анурин и другие.

Открывая заседание, Сергей Фахретдинов рассказал, что в соответствии с «дорожной картой» по реализации Соглашения «Деловой России» с Корпорацией МСП запланирована серьёзная работа по программам партнерства в крупных государственных компаниях. При этом он заметил, что хотя многие госкомпании начали внедрять у себя такие программы, но по большей части они выглядят как формальный документ: «Сегодня не во всех компаниях программа партнерства подразумевает взаимную работу с МСБ. Поэтому предлагаем найти тот фундамент, который будет понятен и приемлем для обеих сторон».

Рафаэль Мкртумян из Корпорации МСП рассказал о поручении первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова, в рамках которого Минэкономразвития России и Росстандарту совместно с Корпорацией МСП было поручено разработать механизмы по упрощению требований к снижению затрат субъектов МСП при сертификации. По словам Рафаэля Мкртумяна, в Корпорации МСП был проведен анализ на предмет наличия таких систем, в том числе у 35 конкретных заказчиков (определенных распоряжением Правительства РФ № 2258-р), в результате анализа были выявлены 24 заказчика, которые имеют свою систему сертификации. Корпорацией в рамках данного поручения были направлены предложения в Минэкономразвития, предусматривающие следующие мероприятия: проведение опроса малого и среднего бизнеса с целью выявления проблем, которые у них возникают при проведении добровольной сертификации; формирование рабочей группы по оптимизации процесса сертификации для субъектов МСП с участием представителей заинтересованных ФОИВ и крупнейших заказчиков; подготовка предложений по внесению изменений в соответствующее законодательство (184-ФЗ и 209-ФЗ) в части закрепления в нём определенных преференций или упрощенного механизма прохождения добровольной сертификации субъектами МСП.

Константин Сдобнов из Комитета «Деловой России» по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний рассказал о подготовленном в октябре 2016 г. Докладе Минэкономразвития России в Правительство РФ с предложениями по упрощению требований и снижению затрат субъектов МСП при прохождении добровольной сертификации для участия в закупках. В частности, в Докладе предлагается: включение в программы партнерства госкомпаний положений, стимулирующих субъектов МСП на прохождение добровольной сертификации, через дополнительные методические рекомендации; предоставление региональных субсидий на возмещение части затрат на прохождение процедуры сертификации; упрощение требований и снижение затрат при прохождении добровольной сертификации. «Необходимо оценить возможности по определению поддерживаемых государством систем сертификации и выделить те системы, на которые стоит сделать упор, чтобы через них проводить процедуры соотвествия субъектов МСП», – заключил Константин Сдобнов.

В дальнейшей беседе Сергей Фахретдинов обратился к компаниям с госучастием с вопросом возможно ли, хотя бы в рамках одной отрасли, унифицировать подходы к сертификации продукции, в том числе к сертификации инновационной продукции, а также каким образом можно повысить ответственность самого производителя, и в то же время упростить процедуры.

Дмитрий Фомичев из Россетей согласился с предложением по разработке методических рекомендаций для МСП, которые позволят подробно разъяснять субъектам МСП-участникам закупок процесс проведения сертификации и необходимость комплектации требуемого пакета документов: «В этом направлении готовы работать». Однако с предложением по упрощению требований именно для субъектов МСП Дмитрий Фомичев не согласился, аргументируя тем, что требования должны быть едиными для всех поставщиков, и принимать оборудование с непроверенными техническими параметрами – не совсем правильно.

Денис Павлов из Росатома рассказал, что сама корпорация занимается аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий: «Система у нас, можно сказать, замкнутая – но, тем не менее, она абсолютно прозрачна». Касаемо предложения по субсидированию МСП-поставщиков представитель Росатома заметил, что на такие преференции у госкорпораций, как у хозяйствующих субъектов, нет бюджетов. Однако предложил подумать про механизм целевого финансирования. По поводу снижения затрат на сертификацию, Денис Павлов рассказал, что ввиду большого объема, который корпорация заказывает, в том числе, у МСП, будут развиваться аккредитованные ГК «Росатом» лаборатории и органы по сертификации – что станет рыночным рычагом по снижению услуги по подтверждению соответствия. Кроме этого господин Павлов поведал, что в Росатоме разработаны предварительные национальные стандарты, и в этом смысле подходы к правилам сертификации унифицированы: «Если вы сертифицируетесь в одной дочке Росатома, то вам не нужно досертифицироваться. Но это только для продукции в области использования атомной энергии. Если мы говорим про продукцию, к которой не предъявляются обязательные требования, то здесь действует общий порядок».

Возвращаясь к теме программ партнерства, Сергей Фахретдинов напомнил, что единственной компанией, у которой предусмотрено обязательное авансирование, является ГК «Росавтодор» - если компания-поставщик прошла определенные процедуры, то предусмотрен 30%-ный аванс. В остальных компаниях преференция является рекомендательной. На это представители Ростатома отметили, что в корпорации большинство компаний получают 30%-ный аванс.

Иван Буянов из Транснефти в свою очередь рассказал, что компания уже 12 лет работает по добровольной сертификации продукции: «Подходим дифференцированно – работаем с МСП в рамках НИОКР, потом переходим на этап закупок». По вопросу преференций для МСП он также согласился с коллегой из Россетей, что нельзя разделять требования к МСП, и к большим предприятиям: «В части нашей компании магистральные трубопроводы – это безопасность, и мы не можем уменьшать требования и увеличивать риски аварийности». Также он рассказал, что компания запланировала до 2020 года вместе с Росстандартом разработать 44 ГОСТа на основании общих технических требований (ОТТ) компании.

На вопрос Сергея Фахретдинова возможно ли объединиться в рамках одной отрасли и сделать единые стандарты, Иван Буянов ответил, что в данном направлении Транснефть тесно сотрудничает с Газпромом, совместно готовятся предложения в рамках технических комитетов ТК23 (трубопроводный транспорт) и ТК24 (системы метрологические). Денис Павлов ответил, что в Росатоме через ТК322 (атомная техника) действует программа стандартизации – корпорация старается обобщить те требования, которые можно объединить в группу требований, и сделать комплексный стандарт по широко используемому оборудованию, для того, чтобы закупать у всех поставщиков, не только у МСП: «Стараемся делать не стандарты организации, не СТО, а именно ГОСТы».

Подводя промежуточные итоги круглого стола, Сергей Фахретдинов предложил всем участникам обсуждения включаться в рабочую группу Минэкономразвития – госкорпорациям, «Деловой России», ОПОРЕ России. «Поскольку это все может сильно отразиться и на закупочных процедурах, и на качестве продукции, и на безопасности объектов. А для бизнеса это может не упростить процедуру, а усложнить», – аргументировал своё предложение модератор круглого стола. Также он предложил обратиться в Минэкономразвития с предложением провести расширенное совещание по данной теме, дать возможность высказаться всем сторонам и попробовать найти сбалансированное решение. Константин Сдобнов также предложил пересмотреть программы партнерства и «догрузить» их по части сертификации, используя положительный опыт госкорпораций (например, Росатома). Денис Павлов дал встречное предложение – субъектам МСП активнее участвовать в профильных ТК: «Призываю максимально участвовать бизнес. Объединения предпринимателей могли бы в этом направлении развернуть кампанию – именно кампанию, потому что стандартизация, к сожалению, за последние годы сильно сдала».

Продолжая основную повестку круглого стола, Марина Блудян из ОПОРЫ России рассказала о негативном опыте участия МСП в закупках крупнейших заказчиков. По её словам, субъектам МСП для участия в конкурсах крупных заказчиков необходимо пройти через несколько «рогатин». Во-первых, для участия в конкурсе субъекту МСП надо предъявить банковскую гарантию от банка из Топ-5. Однако малые предприятия в Топ-5 практически не обслуживаются – в результате заявка МСП на гарантию рассматривается от 1,5 месяцев (если субъект МСП является клиентом банка Топ-5) до нескольких месяцев и больше. Во-вторых, для участия в конкурсе субъекту МСП необходимо пройти внутреннюю систему сертификации корпораций. Марина Блудян поделилась примерами, в частности, когда для поставки респираторов в Газпром нужно получить сертификат по системе «Газсерт» – при этом требования в данном случае те же, что и требования технического регламента. Также большой проблемой для субъектов МСП является требование по обновлению сертификата, причём, используя тот же пример, получение нового сертификата по респираторам в системе Росаккредитации стоит 150 тыс. руб., а в «Газсерт» – 1,3 млн. руб. «Мы платим 1,3 млн. руб. – и это только для того, чтобы выйти на конкурс. И ещё неизвестно ты выиграешь или нет», – сетовала вице-президент ОПОРЫ России. По её словам, заказы, размещенные в реестре, не для малых предприятий – в основном они «предназначаются» средним предприятиям и малым, организованным с участием крупных корпораций. «Заказ по-прежнему остается недоступным для малых предприятий», – вынесла свой вердикт Марина Блудян.

Вице-президент ОПОРЫ России коснулась и вопроса унификации требований, подчеркнув, что, несмотря на наличие особенностей у каждой корпорации, целесообразно выделить группу товаров, не имеющих отношения к безопасности и к повышенному качеству. Она обратила внимание участников круглого стола на то, что большое разнообразие требований крупных компаний зачастую является схемой ограничения доступа на конкурсы. «Это схема ограничения конкуренции – и с ней нужно начинать бороться», – заключила Марина Блудян. Резюмируя своё выступление, она предложила общественным организациям обратиться в Правительство РФ и Росстандарт для запуска масштабной ревизии добровольных систем подтверждения соответствия.

По вопросу избыточных требований Сергей Фахретдинов согласился, что в структуре закупок крупных компаний зачастую нет сложной продукции, которая явно влияет на безопасность – по большей части в закупочных списках бумага, карандаши, услуги по химчистке, спецодежда. В связи с этим он обратился к представителю Корпорации МСП с предложением проверки в рамках закупочных процедур целесообразности предъявляемых закупщиками требований к простой с технической точки зрения продукции.

Денис Павлов, отвечая от лица крупных заказчиков, признался, что основной причиной существования большого количества корпоративных систем сертификации является отсутствие у крупных компаний доверия к государственной системе сертификации. Он предположил, что если бы в России в ближайшей перспективе можно было бы построить реально работающую государственную систему сертификации, большинство компаний отказалось бы от несения дополнительных затрат, в том числе и по подтверждению соответствия продукции. В продолжение своей идеи он пригласил всех производителей, в том числе субъектов МСП, участвовать в установлении требований к продукции через документы по стандартизации. «Мы говорим про систему нотификации как выход из создавшейся ситуации. Если это будет поддержано на уровне первых лиц государства, мы, может быть, сдвинем эту ситуацию, и не будет такого количества домашних органов по сертификации», – резюмировал Денис Павлов.

Марина Блудян, в свою очередь, предложила крупным компаниям включиться в процесс «чистки» органов Росаккредитации.

В заключение круглого стола Сергей Фахретдинов предложил доработать с Минэкономразвития России и Корпорацией МСП вопрос создания совместной рабочей группы. По его словам, если в результате удастся упростить процедуру сертификации там, где это возможно, и в итоге появится хотя бы 500-700 млрд. руб. производственного МСП, то тогда работа Комитета «Деловой России» и всех причастных экспертов идёт в правильном направлении.

 

Партнёры