8 апреля «Деловая Россия» провела круглый стол по теме «Цифровая трансформация и маркировка». Модератором мероприятия выступил Алексей Макаров член Координационного Совета «Деловой России». В мероприятии принял участие и выступил Президент Деловой России Алексей Репик и члены Генерального Совета «Деловой России» Михаил Панченков, Андрей Даниленко, Евгений Нифаньтев, Екатерина Диброва. Также в мероприятии участвовали заинтересованные в участии в проекте маркировки представители власти и бизнеса.
Главная тема встречи — взаимодействие государства и бизнеса в рамках проекта. По словам Реваза Юсупова, заместителя генерального директора по связям с общественностью и маркетингу ЦРПТ, реализовать проект по всеобщей маркировке рынка к 2024 году возможно только при активном участии бизнеса.
«Абсолютно ясно, что без конструктивного взаимодействия с участниками рынка, технологичными компаниями, которые предоставляют IT-решения для бизнеса, реализовать эту программу вовремя будет проблематично. Поэтому само ДНК проекта строится на взаимодействии с рынком, на принятии и учете базовых элементов, которые важны для его участников и которые отличаются от отрасли к отрасли», — сказал он.
Важность участия компаний в пилотных проектах маркировки подчеркнул и Алексей Макаров: «Отработка на пилотах позволяет выстроить наиболее комфортное взаимодействие государства и бизнеса. Она помогает учесть весь спектр интересов бизнес-сообщества, которое очень разное: и производителей, и оптового звена, и розницы, при этом устройство каждой отрасли отличается».
АТОЛ уже предложил рынку необходимые решения: новое программное обеспечение и 2D-сканеры, которые умеют работать с маркированные товарами. «Мы находимся между требованиями государства и бизнеса и видим, что зачастую бизнес теряет много времени: он не верит, что изменения будут проведены, и не включается в процесс. И потом начинается «плач Ярославны»: все пропало, времени осталось мало, не готовы и так далее. Если отрасль настроена правильным образом, объединена в ассоциации, их представители активно участвуют во внедрении инноваций, тогда этот процесс проходит гораздо спокойнее, на порядок более конструктивно, без лишних нервов и затрат для всех участников рынка», - рассказал основатель АТОЛ Алексей Макаров.
О необходимости действовать сообща заявил и Алексей Репик, президент организации и председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм»: «У нас, фармацевтов, есть любимая цитата из “Трое из Простоквашино”: “С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют”. Если мы не попробуем вот это “поодиночке” превратить в какую-то консолидированную позицию, то я боюсь, что нас поодиночке будут поджимать в не очень комфортные для нас правила игры».
Пример успешного взаимодействия бизнеса и государства в рамках проекта — решение о том, какие данные будет содержать код маркировки. Директор по реализации общеотраслевых проектов и программ X5 Retail Group Дмитрий Русаков предложил вшивать в код данные о сроке годности товаров. По его словам, это решит три большие проблемы ритейла.
Во-первых, такой код снимет претензии Роспотребнадзора, когда розница продает испортившиеся товары. «Как только у нас появляется машиночитаемый срок годности, мы в рамках 54-ФЗ и прошедшей реформы просто запрещаем любому контрольно-кассовому узлу реализовывать товар с истекшим сроком годности», — пояснил он.
Во-вторых, данные о сроке годности в коде можно использовать для логистических операций и отправлять с распределительных центров в магазины в первую очередь товары, которые произвели раньше остальных.
В-третьих, маркировка позволит настроить автоматический «маркдаун» — снижение цены на товары, срок годности которых истекает в ближайшее время. «Согласно закону о торговле, я не могу иметь в одном зале товары с разной ценой, но с одним штрих-кодом. Поэтому, чтобы продавать товар дешевле, мне нужно вручную наклеивать какой-то дополнительный стикер, многие компании этим занимаются. Но делать это массово совершенно невозможно», — объяснил Дмитрий Русаков. Новый код позволит без лишних затрат распродавать товар с истекающим сроком годности и крупным сетям.
Участники табачного рынка уже решили одну из проблем при помощи кода маркировки. С введением максимальной розничной цены ритейл столкнулся с проблемой: пачки одних и тех же сигарет, выпущенных в разное время, стоят по-разному в зависимости от акцизных сборов. Кассир должен вручную проверить эту стоимость, чтобы не нарушить закон. В 2018 году в рамках пилотного проекта по маркировке представители бизнеса совместно с Минпромторгом и ЦРПТ решили вшивать данные о цене прямо в код. Теперь касса может автоматически считать цену сигарет, что сокращает время на их продажу в два раза.
Другая проблема, на которую обратили внимание участники круглого стола — нарушения, связанные с применением единого налога на вмененный доход. По мнению Евгения Нифантьева, члена генерального совета «Деловой России» и генерального директора ООО «НЕО-ФАРМ», маркировка вкупе с онлайн-кассами в принципе снимает необходимость в ЕНВД, который вводился, поскольку у государства не было возможности администрировать торговую выручку розницы, но нужно было взымать хоть какой-то налог. «На мой взгляд, на сегодняшний день это самый вредный налог для нашего государства по одной простой причине. Вы можете построить большой склад на десять тысяч квадратных метров, к нему пристроить торговый зал на сто квадратных метров какого-нибудь обувного ритейлера и продавать там на любые сотни миллионов рублей хоть в день, хоть в месяц, но платить налог только за квадратный метр с площади. А все-таки, чтобы предприниматели нормально развивались и работали в нашей стране, условия работы должны быть примерно одинаковыми», — объяснил он.
Предложения, озвученные в рамках круглого стола, будут оформлены как официальная позиция «Деловой России». «Дальше я с профильными руководителями вовлеченных органов исполнительной власти попробую скорректировать текущую ситуацию с учетом ваших замечаний», — пообещал участникам президент организации Алексей Репик.
Все фотографии с мероприятия можно посмотреть в официальных группах