Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » Дмитрий Пурим: Проект реформы тарифов на железных дорогах требует доработки

Дмитрий Пурим: Проект реформы тарифов на железных дорогах требует доработки 25 августа 2017

Инициатива Федеральной антимонопольной службы по изменению тарифной системы в отрасли железнодорожных перевозок не проработана до конца, считает член президиума генсовета «Деловой России», председатель комитета по транспорту и логистике Дмитрий Пурим

ФАС выступила с инициативой по изменению тарифной системы в отрасли железнодорожных грузоперевозок. Ведомство предлагает дать ОАО «РЖД» возможность целевой надбавки к тарифу как на капремонт инфраструктуры, так и на обновление локомотивного парка, право вводить тарифные скидки на 10 лет, ввести сквозные железнодорожно-паромные тарифы, опустить до уровня ОАО «РЖД» высокие тарифы Железных дорог Якутии и так далее.

Предполагается, что возможность ввода экспортной, локомотивной, инвестиционной тарифных надбавок, право предоставления долгосрочных скидок на отдельные грузоперевозки и право ввода сквозных железнодорожно-паромных тарифов должны дать монополии источник доходов, которые могут быть использованы для обновления и поддержания производственных мощностей, что должно положительно сказаться на инфраструктуре и рынке в целом.

Но железнодорожный рынок скептически относится к инициативе ФАС (https://www.kommersant.ru/doc/3372998). По оценке грузоотправителей и операторов, реформа в своём нынешнем виде не несет системного характера, не регламентирует единые правила и критерии предоставления скидок или начисления надбавок, не является достаточно прозрачной. Совет потребителей ОАО «РЖД» всерьёз опасается, что в результате нововведений госкомпания получит монопольное право определять размеры и сроки предоставления скидок определённым компаниям, что приведёт к коррупционным рискам и дисбалансу на рынке в пользу нескольких лоббистских групп.

Главным условием эффективности реформы должна стать прозрачность всех процедур, с возможностью независимого экспертного контроля на всех этапах принятия решений о начислении надбавок или предоставлении скидок, указывает Дмитрий Пурим.

Помимо этого, он считает необходимым пересмотреть горизонты планирования, которые сейчас предлагаются для новой тарифной системы. «По проекту ФАС, РЖД получат право вводить тарифные скидки сроком на 10 лет, что совершенно противоречит специфике рынка грузоперевозок, который крайне чувствительно реагирует на рыночную конъюнктуру и постоянно адаптируется к меняющимся экономическим реалиям, – отметил делоросс. – Ввести долгосрочное, жесткое командно-административное регулирование на таком рынке – значит создать угрозу для его дальнейшего развития».

Он добавил, что со сменой руководства РЖД появился ряд положительных тенденций как в работе монополии, так и в функционировании рынка в целом. «Явным стал тот факт, что РЖД становятся гибкой компанией, её действия на рынке эффективны, чего не наблюдалось последние 10 лет. Не сомневаюсь, что этот подход распространится и на реформу, предлагаемую ФАС, которая несёт в себе ряд перспективных и прагматичных идей, хотя и требует доработки с привлечением экспертов и участников рынка», – резюмировал Дмитрий Пурим.

Партнёры