Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Публикации » Экономика прыгнет выше головы к 2020 году

Экономика прыгнет выше головы к 2020 году 25 сентября 2017

Главным ускорителем станут инвестиции «из ниоткуда»

Россия должна обогнать соседние страны, не имея перед ними никаких преимуществ: ни роста внутреннего спроса, ни интереса частных инвесторов, ни увеличения государственных вложений - да еще и в условиях санкционных запретов на иностранные инвестиции. Такую непростую задачу поставил перед правительством президент Владимир Путин. На встрече с министрами в субботу обсуждались экзотические способы поиска денег для инфраструктурного строительства: чтобы деньги были не из бюджета и одновременно - без нормальной рыночной доходности. Такие инвестиции "из ниоткуда" и должны стать мотором для России.

В тучные докризисные годы экономика РФ росла благодаря потоку нефтедолларов, иностранному кредитованию, растущему внутреннему спросу и увеличению госвложений. Ни один из этих факторов сегодня не работает: нефтяные доходы расти не собираются, да и внутри страны власти выбрали политику бюджетно-кредитного высушивания. А чтобы рассмотреть приток внешних инвестиций, вообще нужен микроскоп. Тем не менее президент не отказывается от поставленной в декабре прошлого года цели: "не позднее мая будущего года разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019-2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых".

Месяц май давно позади, но удовлетворительного плана ускорения экономики в Кремле, похоже, так и не увидели. Поэтому на субботнем совещании с министрами Максимом Орешкиным и Денисом Мантуровым президент Владимир Путин вновь поинтересовался о главном: "Какие дополнительные меры необходимо принять... чтобы на рубеже 2020 года российская экономика вышла на темпы выше среднемировых"? И сам же назвал среди этих мер - "развитие инструментов государственно-частного партнерства для привлечения капитала в строительство и инфраструктуру, так называемая инфраструктурная ипотека", а также "развитие механизмов проектного финансирования" с возможностью создания ВЭБом "фабрики проектов".

В изложении главы Минэкономразвития Максима Орешкина акценты встречи с президентом расставлены иначе: ни одного слова об опережающих темпах роста ВВП на рубеже 2020 года у него нет. "Сегодня обсуждали экономическую динамику и проекты по поддержке экономического роста. Три ключевых направления: инвестиции, производительность труда и, самое главное, создание условий для реализации потенциала каждого человека. Создание привлекательной среды для жизни - ключевое условие сохранения талантов, а значит, и конкурентоспособности в глобальной экономике", - пишет Орешкин в Facebook.

То есть у Путина "самое главное" - это меры по ускорению экономики. А у Орешкина "самое главное" - это "создание условий для реализации потенциала каждого человека". Правда, в части инфраструктурной ипотеки изложение пресс-службы Кремля и Орешкина почти совпадает: "Президент также дал поручение ускорить разработку программы "Инфраструктурная ипотека".

Что же понимают чиновники под инфраструктурной ипотекой, которая должна помочь России обогнать соседние страны? В теории для ускорения роста ВВП в стране нужно наращивать инвестиции в инфраструктуру: транспорт, энергетику, связь. Обычно развитие инфраструктуры обеспечивает государство. Но в нынешнем бюджете чиновники этих средств не нашли и поэтому хотят привлечь частный капитал. Правда, сроки окупаемости инфраструктурных проектов, как правило, такие, что добровольно в эти проекты частный капитал не идет - доходность маленькая, а риски огромные. И вот тут-то и возникает умозрительная схема инфраструктурной ипотеки, когда все ее участники действуют не по рыночным правилам максимизации прибыли: банк должен дать строителям не слишком дорогой кредит, строители должны построить инфраструктуру максимально дешево, а государство потом начнет выплачивать строителям деньги для возврата кредита из средств "выгодоприобретателей инфраструктуры", ограничившись минимальным повышением налогов и платежей. Схема для РФ является умозрительной, поскольку ни разу на практике она не применялась.

Глава Минфина Антон Силуанов называет инфраструктурную ипотеку модификацией частно-государственного партнерства: "Будет привлекаться частный бизнес для строительства инфраструктуры при поддержке государства в виде гарантий и потом - оплаты этой инфраструктуры по мере ее использования". Он пояснил, что использовать этот механизм предлагается не только государству, но и естественным монополиям. По словам Силуанова, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователи объекта этот кредит постепенно погашают. Возврат капиталовложений предлагается за счет регулярных платежей от основных выгодоприобретателей - то есть из бюджетов разных уровней или инфраструктурных монополий. При этом используется механизм госгарантий.

"В схеме инфраструктурной ипотеки очень важно соблюсти баланс интересов инвесторов и пользователей инфраструктуры, при котором повышение налогов или платежей не будет слишком обременительным", - говорит руководитель аналитического центра "Деловой России" Анастасия Алехнович. При этом она допускает, что в качестве ресурсов для банков потребуется организованная государством целевая кредитная эмиссия.

По словам Орешкина, он надеется, что к концу первого квартала следующего года программа инфраструктурной ипотеки будет написана и "с середины будущего года ее можно будет активно запускать".

Сергеев Михаил, Независимая газета

Партнёры