Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Публикации » Госзакупки не всем по зубам

Госзакупки не всем по зубам 27 февраля 2015

Для участия в госзакупках поставщику необходимо изучить 5 тысяч страниц законодательных актов

26 февраля 2015 года в Гостином дворе прошел II Всероссийский форум поставщиков государственных и коммерческих закупок "Управление тендерными продажами в условиях кризиса", организованный компанией "Мастер электронных торгов" ("Мэлтор"). Соорганизаторами выступили Российский аукционный дом, некоммерческое партнерство "Профессионалы электронного рынка" и Ассоциация заказчиков и поставщиков. На мероприятии были рассмотрены изменения законодательства в области госзакупок, проблемы общественного контроля, переход на электронные торги, а также вопросы юридического, банковского и информационного сопровождения поставщиков.

По словам Ивана Анохина, начальника отдела развития электронных закупок департамента развития контрактной системы Минэкономразвития, Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок начнет работать с января 2016 года. Эксперт также рассказал, что в феврале 2015 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, цель которого заключается в полном переходе на электронные процедуры в сфере госзакупок. Предполагается, что это позволит повысить конкуренцию на торгах. Большинство заказчиков и поставщиков поддерживают этот переход.

Илия Дмитров, председатель комиссии по электронной торговле и площадкам общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", отметил, что Россия уже является лидером в области электронной торговли. Такой вывод был неожиданно сделан организацией при изучении международного опыта.

Сергей Габестро, руководитель комитета по конкурентным закупкам "Деловой России", отметил, что в настоящее время есть потребность в повышении профессионализма в отрасли закупок. Ситуация в сфере правоприменения при осуществлении госзакупок сейчас неблагоприятна. Например, различные контролеры могут иметь разные точки зрения на одно и то же дело. В связи с этим, по мнению эксперта, Минэкономразвития следует разработать рекомендации, как поступать заказчику в том или ином случае.

Многие чиновники, занимающиеся контролем госзакупок, получают зарплату в размере около 30 тыс. руб. в месяц. При этом они рассматривают дела на миллионы, десятки или даже сотни миллионов рублей. Это вызывает конфликт интересов. Количество жалоб на действия участников закупок является огромным. В 2014 году было подано около 70 тыс. жалоб, принято - около 25 тыс. То есть, в такой системе чиновнику приходится принимать решение даже в отношении того, принимать жалобу или нет.

По мнению эксперта, необходимо мотивировать участников госзакупок обжаловать решения контролера в суде, создать практику рассмотрения таких жалоб и разработать правила, в соответствии с которыми, при высоком проценте оспоренных в суде жалоб чиновник не мог бы занимать свою должность.

Георгий Сухадольский, управляющий директор комитета "Деловой России" по совершенствованию механизма конкурентных закупок, исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), отметил, что в настоящий момент для участия в госзакупках поставщику необходимо знать большое число законодательных актов, включая антимонопольное и гражданское законодательство, - всего около 5 тыс. страниц. Осилить такой объем информации способны, в основном, лишь крупные поставщики; для малых и средних компаний это достаточно сложно.

В своем выступлении Сухадольский уделил большое внимание общественному контролю, возможность осуществления которого предусмотрена в законе о федеральной контрактной системе - 44-ФЗ. В законе говорится о трех субъектах контроля: гражданах, общественных объединениях и объединениях юридических лиц, однако для граждан специальные права не предусмотрены. Во многих случаях поставщики боятся обращаться с жалобами от своего имени, так как им потом еще предстоит работать с заказчиками. В таком случае поставщик имеет возможность обратиться, например, в НАИЗ, чтобы данная организация подала жалобу от своего имени.

Взаимодействие с контролирующими органами по вопросам общественного обсуждения эксперт оценил как достаточно продуктивное.

Сухадольский разъяснил, как заказчики скрывают информацию от "чужих" поставщиков. В основном, недобросовестные заказчики используют замену кириллических букв на аналогичные по написанию латинские, замену букв на похожие по написанию цифры, пробелы в середине слова, опечатки и грамматические ошибки. Это делается для того, чтобы "чужие" поставщики не могли найти закупку.

Суходольский также коротко рассказал о своей организации. Ассоциация НАИЗ была создана в 2012 году по инициативе "Деловой России" и медиахолдинга "Эксперт". Ее задача заключается в содействии диалогу между бизнесом и государством в сфере госзакупок. Одним из ключевых направлений деятельности НАИЗ является защита интересов бизнеса в рамках антимонопольной деятельности, правда, прежде всего, защита малого бизнеса от контролеров. Малые предприятия, находящиеся на одной небольшой территории, часто обвиняются в создании монополий и в сговорах. При этом установление одинаковой цены при нахождении двух малых предпринимателей на одной ограниченной территории часто неизбежно. По мнению эксперта, антимонопольный орган - ФАС - защищает, в основном, иностранные компании.

Кира Аккерман, Bankir.ru

Партнёры