Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Публикации » Гражданам предложили оценить надзор за предпринимателями

Гражданам предложили оценить надзор за предпринимателями 20 августа 2015

Вне контроля чиновников остаются только фитнес и лекции выездных бизнес-тренеров

Вчера открытое правительство запустило портал "контроль-надзор.рф", который должен поднять эффективность госнадзора и одновременно уменьшить давление на бизнес. Сами предприниматели считают, что чиновники готовы контролировать буквально любой бизнес и постоянно расширяют сферу своего надзора. Новыми объектами "шефства" государства в России могут стать оздоровительные фитнес-программы и выездные лекции бизнес-тренеров.

Сайт "контроль-надзор.рф" посвящен проекту нового закона о госконтроле, который разработан Минэкономразвития. Эксперты полагают, что документ слишком подробно описывает основания для поиска нарушений бизнеса, а о том, например, как можно контролировать работу чиновников и госорганов - всего одна короткая статья. Кроме того, в законопроекте не перечислены виды бизнеса, которые могли бы обойтись без госконтроля. Кажется, что такого бизнеса в России скоро просто не останется.

Так, недавно некий союз потребителей "Росконтроль" вместе с чиновниками провел пробный контроль фитнес-клубов Москвы. И эта проверка выявила множество проблем, за решение которых с удовольствием возьмутся чиновники. Будущих контролеров взволновала низкая квалификация фитнес-тренеров, плохое состояние спортивного оборудования, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия в помещениях. Беспокоит потенциальных контролеров отсутствие естественного освещения, плохая работа системы вентиляции, состояние бассейнов, душевых и т.д. Так что теперь и владельцам фитнес-центров для продолжения их деятельности предстоят дополнительные расходы.

По словам председателя совета "Росконтроля" Алексея Медникова, сейчас вопросы безопасности и качества оказываемых фитнес-центрами услуг находятся в руках их владельцев: "Государственный контроль в виде обязательной сертификации услуг был отменен в России в 2003 году. Правильно ли это было сделано? Большой вопрос. Считаю, что государство должно как можно дальше отходить от регулирования деятельности добросовестного бизнеса. Но недобросовестный должен нести максимальную ответственность, и это функция государства".

Казалось бы, фитнес - это та сфера, где потребитель сам в состоянии разобраться в качестве предоставляемой услуги, голосуя своим рублем. Хочет качать пресс более бюджетно, закроет глаза и на вентиляцию, и на не слишком выдающегося тренера. Заметил, что в бассейне грязная вода - пожалуйста, висит информационный стенд с перечислением телефонов всех санитарных "кураторов" - вплоть до Роспотребнадзора.

Лучший контроль для малого и среднего бизнеса в сфере услуг - сам потребитель, согласна экс-глава Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства Ирина Хакамада: "Для целого ряда бизнесов достаточно разовых ежегодных проверок со стороны госорганов. И не полицейских или чиновников из префектур, а именно способных выявить нарушения в финансах, лицензировании, санитарном состоянии. Несмотря на периодические высказывания руководителей, что надо прекратить "кошмарить" бизнес, у нас налицо перекос: коммерческие структуры одолевают проверками, а госмонополии и госкорпорации контролируются недостаточно". Сама же Хакамада предпочитает сегодня сферу выездных семинаров тренингов, до которой пока еще не дотянулись чиновники-контролеры.

Недовольны нынешним уровнем и качеством надзора и в бизнес-организации "Деловая Россия". Общественный омбудсмен в сфере контрольнонадзорной деятельности Михаил Розенфельд называет длинный список контрольно-надзорных органов, часто предъявляющих избыточные требования к бизнесу. В этот список бизнес-омбудсмен включил Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Государственная инспекция труда, управление Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Росстандарт и налоговые органы.

"Предприниматели отмечают большое число внеплановых и "встречных" проверок, непомерные штрафы, некомпетентность проверяющих. Считается избыточным автоматическое ограничение на расчетный счет проверяемого подконтрольного субъекта до полного выяснения всех обстоятельств предмета проверки, что препятствует работе предприятия. Государственный контроль подчас носит формальный и бессистемный характер. Контроль, как указывают опрошенные, не ликвидирует причину возникновения несоответствия установлению требования, из-за чего несоответствия возникают вновь", - сказал Розенфельд. По его словам, внутри ведомств негласно до сих пор сохраняются планы по штрафам. И общее число проверяющих постоянно растет: "Происходит расширение перечня видов контроля (надзора), которые полностью или частично изымаются из сферы деятельности 294-ФЗ. Это означает, что закон о защите прав предпринимателей на эти сферы деятельности не распространяется. И гарантий защиты у предпринимателей практически нет.

Если к списку проверяющих, согласно новому законопроекту, добавятся еще и чиновники на местах, то про легальный малый бизнес можно будет только вспоминать . "При такой модели средний класс в ближайшие два-три года вообще будет уничтожен", - предупреждает Хакамада.

Между тем федеральное правительство периодически демонстрирует озабоченность растущим давлением на бизнес. Некоторые подвижки в упорядочении проверок для бизнеса все-таки появились. Так, президент Владимир Путин подписал закон о введении надзорных каникул для малого бизнеса на три года (см. "НГ" от 15.06.15). С 1 июля в России заработал единый реестр проверок предпринимателей, оператором которого стала Генеральная прокуратура (см. "НГ" от 11.06.15). Но одновременно появляются и новые законопроекты, которые наделяют правом дополнительного контроля госструктуры.

"Отказываться от защиты законных интересов граждан для облегчения ведения предпринимательской деятельности нельзя. Речь должна идти о разумном балансе между ними. Представляется, что выражения "тотальный контроль", "излишняя опека" являются эмоционально окрашенными. Главная цель государственного и муниципального контроля - обеспечение соблюдения обязательных требований - не подлежит сомнению. Вместе с тем механизмы контроля и надзора нуждаются в совершенствовании", - отметила помощник главы Минэкономразвития Елена Лашкина.

Она добавила, что ежегодный план проверок согласовывается с органами прокуратуры и находится в свободном доступе в Интернете. Установлен интервал между проверками - по каждому виду контроля или надзора проверка конкретного субъекта предпринимательской деятельности проводится не чаще, чем один раз в три года. Установлен закрытый перечень случаев, при которых возможно проведение внеплановых проверок, при этом их проведение возможно только по согласованию с органами прокуратуры. Также закреплен перечень грубых нарушений, позволяющих признать недействительными результаты проведенной проверки.

"Также важным новшеством является признание и развитие рискориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, который был законодательно закреплен нормами ФЗ-246. Суть данного подхода заключается в предварительной оценке объектов контроля, разделении их по определенным группам, в зависимости от риска нарушения обязательных требований и тяжести возможных негативных последствий от такого нарушения. В зависимости от группы риска должна определяться интенсивность проведения проверок. Для групп с высоким риском нарушений и тяжелыми возможными негативными последствиями необходима более интенсивная степень контроля", - отметила Лашкина.

В МЭРТ пояснили, что "для добросовестных субъектов предпринимательской деятельности, не допускающих нарушений обязательных требований, интенсивность контрольно-надзорных мероприятий снизится". "Использование систем управления рисками позволит решать вопросы оптимизации системы органов государственного и муниципального контроля, сокращать бюджетные расходы на контрольно-надзорную деятельность", - подытожила Лашкина.

Нина Забелина, Независимая газета

Теги:
Партнёры