Председатель подкомитета «Деловой России» по инжинирингу, эксперт Минэкономразвития РФ по развитию Региональных центров инжиниринга Наталья Кириллова:
Сегодня многие критикуют меры господдержки малого и среднего предпринимательства (МСП) за низкую эффективность. Насколько справедливы эти обвинения?
В среде чиновников и экспертов до сих пор нет согласия, как определять эффективность господдержки, каких результатов и за какое время ждать от неё. Большинство пытаются одинаково оценивать совершенно разные, несравнимые меры. Правильнее же было бы перейти к оценке всей комплексной инфраструктуры поддержки МСП в разрезе, например, 2–4 лет. За этот период можно увидеть рост, стагнацию или, что хуже, сокращение бизнеса конкретной компании, которая прошла через те или иные этапы и институты поддержки и сделать соответствующие выводы.
С 2013 года я как эксперт «Деловой России» активно занимаюсь вопросами взаимодействия малых и средних производственных предприятий с Региональными центрами инжиниринга (РЦИ), которые входят в производственно-инновационную инфраструктуру господдержки. Можно ли оценить в цифрах эффективность государственной поддержки предпринимателям, которую они получают через РЦИ? Да, анализ деятельности 25 межотраслевых РЦИ за 2013-2017 годы показал, что предприятия МСП, получившие от них поддержку, увеличили выручку более чем на 11 млрд руб., создали более 2,5 тыс. новых рабочих мест, реализовали инвестпроекты более чем на 6,2 млрд руб., увеличили налоговые отчисления в бюджеты разных уровней на 1,2 млрд руб., нарастили свои производственные активы более чем на 6,9 млрд руб.
Вместе с экспертами Международного центра инжиниринга и инноваций мы проанализировали работу РЦИ с предприятиями и выявили, что основной проблемой, сдерживающей развитие малых компаний, является отнюдь не безденежье, а чрезмерное увлечение их руководителей оперативным и тактическим управлением в ущерб стратегическому.
Модель управления, которую используют сегодня большинство малых компаний, с одной стороны, связана с наследием прошлого, с другой – с недостатком управленческого образования. Управление изменениями в МСП происходит не системно, а точечно. В стратегии развития МСП до 2030 года говорится о задаче создания «конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и высокую скорость технологического обновления». Это подразумевает ускоренное развитие предприятий и их переход от тактического к стратегическому управлению. Стратегия развития компании должна быть амбициозной и хорошо продуманной, так как цена ошибки слишком высока. РЦИ, при поддержке внештатных экспертов (эдвайзинга), помогают руководству МСП, прежде всего, изменить менталитет и подходы к развитию своих предприятий.
Чтобы быть успешным и перейти на путь технологического ускоренного развития, малым предприятиям нужно понимать не только архитектуру собственного бизнеса, но и внешние условия и возможности, в том числе те, которые предлагает государство. Так, например, одним из важных вопросов, который сегодня пытаются решить с помощью господдержки МСП, является доступ малых предприятий к закупкам крупных госзаказчиков и международных компаний. Открытие этих рынков для МСП будет прорывом, поскольку привлечение денег на развитие без гарантированного сбыта влечёт за собой риск провала инвестпроекта и, как следствие, неплатежей по кредитам. Туманные перспективы рынка часто останавливают МСП в желании реализовывать инвестпроекты, а банки – финансировать их. Однако, чтобы «дорастить» предприятия МСП до уровня поставщиков крупных заказчиков, недостаточно собрать документы поставщика МСП и отправить их на тендерную площадку. Необходимо, чтобы продукт соответствовал требованию заказчика по ценовым, качественным, количественным и техническим параметрам. Кроме этого, крупные заказчики очень неохотно идут на замену уже проверенных временем поставщиков. Поэтому в большинстве случаев предприятиям МСП требуется именно комплексная поддержка в вопросах «доращивания» своего производства и продукта до уровня требований российских и зарубежных заказчиков.
Первоочередная цель РЦИ – определить среднесрочные стратегические задачи и потенциал развития предприятия на 2-3 года вперёд. Для этого проводятся личные встречи с собственниками и руководителями. Особое внимание уделяется обучению предприятий правильно взаимодействовать с инфраструктурой. Параллельно анализируется информация о деятельности и ключевых компетенциях предприятия. В случае с производственными МСП удалённо это сделать практически невозможно, поэтому РЦИ всегда работают с руководителями предприятий на их территории. В этом – основное отличие от традиционных подходов, например, банков. Те оценивают компанию на основе анализа её финансовых показателей, но для промышленных компаний этого недостаточно. Основной потенциал кроется в производстве, в его способности выдать продукт, который найдёт своего покупателя на рынке, в том числе в лице крупных российских заказчиков и, возможно, покупателей за рубежом.
Как малому предприятию оценить свои возможности и перспективы? В этом поможет анализ текущей деятельности, поэтому РЦИ проводит оценку индекса технологической готовности предприятия к развитию или – более лёгкий вариант – анализ потенциала предприятия. Далее по утверждённому плану РЦИ оказывает предприятию различные инжиниринговые услуги, направленные на реализацию его потенциала, в том числе на его возможный выход на крупных заказчиков. С помощью такого, комплексного, подхода можно обеспечить ускоренное технологическое развитие МСП. Но, как ни парадоксально, как раз за этот подход сотрудники РЦИ периодически получают «по рукам». Проверяющие недоумевают, почему одному предприятию оказывается сразу по пять услуг. Они не понимают, что все услуги связаны между собой и ведут предприятие МСП из точки А в точку Б. В государственной стратегии напрямую говорится именно о «содействии ускоренному развитию, в том числе, оказании поддержки МСП, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше, так как именно такие предприятия могут способствовать обновлению экономики». Проверяющие или этот документ не читали, или не совсем правильно его трактуют.
Осенью 2017 года эксперты подкомитета по инжинирингу «Деловой России» и Международного центра инжиниринга и инноваций разработали методологию и провели оценку эффективности господдержки МСП через РЦИ в 2013–2016 годах. Наше исследование показало, что на каждый рубль поддержки предприятий МСП пришлось 7-10 руб. сделанных ими в течение 2-4 лет инвестиций, 8-10 руб. прироста выручки и 1,4 руб. прироста налогов. Ещё более впечатляющий результат исследования – если в среднем в свободных экономических зонах создание одного рабочего места обходится в 1–7 млн руб. государственных затрат, то в МСП при поддержке РЦИ стоимость создания нового рабочего места составляет от 150 до 500 тыс. руб., причём платит их предприниматель.
Таким образом, эффект от поддержки не просто очевиден, он измерим. Другое дело, что даже эту эффективность можно повысить. Остаётся верить, что уже в ближайшем будущем поддержка МСП в России будет комплексной, выстроенной в единую систему, а ее эффективность будет оцениваться по прозрачным и понятным всем показателям, как результат командной работы всей инфраструктуры. По крайней мере, мы как эксперты «Деловой России» продолжаем над этим активно работать.
Полная версия. Текст с сокращениями был опубликован в Российской газете