Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Лица » Генеральный совет » Точки зрения » Как санкции повлияют на развитие ESG в России

Как санкции повлияют на развитие ESG в России 04 марта 2022

Колонка члена генерального совета «Деловой России» Алексея Порошина

 

С точки зрения развития ESG, ухудшение отношений с Западом не исключает повышенной важности и необходимости реализации национальных проектов в России, а также достижения целей по углеродной нейтральности, обозначенных президентом России и сформированных в стратегии СЭР до 2050 года.

ESG-подход к ведению бизнеса до недавнего времени становился все более массовым. Поэтому все больше становятся заметны различия в подходах к бизнесу компаний с лучшими практиками в этой сфере, и тех, кто этой повесткой ещё не занимается. Даже в текущее время.

Россия большая и очень многообразная страна. У нас отличаются между собой регионы и территории, у нас очень много национальностей и культур. И поэтому фактически каждая территория нуждается в своем уникальном подходе. Поэтому просто взять и стандартизировать сейчас всю страну очень сложно. Как же будет проходить ESG-трансформация и введение углеродного налога в России?

Несмотря на отдаленную перспективу, углеродный налог начинает приобретать все более четкие очертания для российских производителей. Уже сейчас ясно, что декарбонизация обернется для российской промышленности ростом издержек. Пока не ясно какую форму они примут – дополнительное налогообложение или затраты на модернизацию производства.

Министр экономического развития РФ на совещании правительства РФ высказался, что Россия больше не воспринимает планируемый углеродный налог ЕС как фактор «торговой войны» (то есть не собирается в целом делать ставку на оспаривание этой меры в ВТО или введение собственных протекционистских мер). Углеродный налог расценивается как вынужденный дополнительный повод ускорить российскую программу сокращения углеродного следа, чтобы сохранить конкурентоспособность российских товаров на рынках ЕС.

Министерство экономического развития России уже готовит законопроект, который утвердит единые нормы нефинансовой отчетности компаний, в том числе для защиты окружающей среды. Планируется, что такая отчетность будет вестись по четырем направлениям: экономическому, экологическому, социальному и управленческому. В первые два года действия федерального закона будут распространяться только на госкомпании, а затем постепенно перейдут на предприятия с годовой выручкой более 10 млрд руб. и на эмитентов ценных бумаг, допущенных к торгам.

В то же время необходимость достижения углеродной нейтральности экономики Российской Федерации к 2060 году, которую утвердил президент России, никто не отменит и всем так или иначе придётся меняться в сфере ESG. На сегодняшний день больше 50% выбросов СО2 связано с генерацией электроэнергии и тепла, 22–24% приходится на дорожный транспорт, в число лидеров по выбросам входит и авиатранспорт. Прямые выбросы промышленности составляют примерно 3%, мусор — еще около 2%. 

Одними из первых с необходимостью ESG-трансформации столкнулась металлургическая отрасль, в которой сталелитейное производство вырабатывает около 7–9% общемировых выбросов диоксида углерода. Главное направление снижения выбросов CO2 в черной металлургии – переход с доменно-конвертерного на электросталеплавильный процесс с использованием прямовосстановленного железа. Следующий этап – переход на водородную металлургию, в которой водород будет основным восстановителем железа из оксидного железорудного сырья.

Бизнес стремится не снижать рентабельность, в то время как потенциал снизить выбросы малыми средствами уже исчерпан. Так что с учетом трансграничного углеродного налога и решений, которые планируются по углеродному квотированию, придется реализовывать достаточно затратные мероприятия. Технологию менять – это дорого, но проще, а переходить на зеленую энергию – значительно сложнее. Сегодня мы все стоим на пороге довольно болезненных решений, которых не удастся избежать.

Производствам выгодно будет потреблять «зеленую» энергию от ветропарков и таким образом доказать свою углеродную нейтральность. Инвестиции в эту сферу, помимо дешевого способа сокращения эмиссии парниковых газов, дают еще и улучшение качества жизни. Росбанк, входящий в международную группу Societe Generale, уже занимается поддержкой ESG-проектов в России. С 2016 по 2020 годы на уровне группы свыше 100 млрд евро было направлено на финансирование проектов ESG. Уже поставлена цель: до 2023 года профинансировать проекты в сфере энергетического перехода еще на 120 млрд евро.

Бизнесу важно уже сейчас осознать, что лучше сегодня начать осуществлять шаги для перехода к углеродной нейтральности до того, как будут приняты «драконовские меры», и он начнет терять деньги. Сейчас катализатором становятся финансовые структуры, в первую очередь банки, которые активным образом начали продвигать «зеленую» экономику, «зеленое» кредитование. Сниженная процентная ставка – это потрясающий мотивационный фактор для малого и среднего бизнеса.

Для запуска системы льготного финансирования «зелёных» проектов и инициатив в сфере устойчивого развития 21 сентября 2021 правительство РФ утвердило критерии зелёного финансирования постановлением № 1587. Создание «зелёных» проектов и инициатив в сфере устойчивого развития дает возможность субсидирования государством 70% или 90% затрат на выплату купонного дохода по «зеленым» облигациям (в зависимости от условий реализации).

Инвестиции в устойчивое развитие – это действительно инвестиции. Но у инвестиций всегда отложенный во времени результат. Было бы здорово, если бы мы с вами могли инвестировать, а завтра получить все обратно. Но так не работает. Когда мы инвестируем, мы обычно рассчитываем перспективы, риски, время возврата и т.п. Да, ESG — это сейчас экономически достаточно затратная часть для компаний. Но уже есть примеры компаний, которые получили достаточно быстрый экономический эффект от своих пилотных проектов по ESG. Например, создание собственных углеродных единиц и продажа их на бирже.

Сегодня мировой рынок углеродных единиц составляет порядка 200 млрд долл., которые торгуются на международных углеродных биржах для возможности выполнения целей экологического законодательства. Спрос на такие единицы растёт с каждым днём, так как крупные компании вынуждены приобретать квоты, чтобы продолжать производить свою продукцию. Самыми крупными потребителями (покупателями) углеродных единиц в мире стали DHL, Shell, Delta Air Lines, Audi, Volkswagen.

На этой волне перемен появляются добровольные углеродные рынки, в рамках которых функционируют несколько стандартов VCS (Verified Carbon Standard, Стандарт углеродной верификации), GS (Gold Standard). Уже успешно функционируют механизмы, которые помогают в выпуске углеродных единиц на основе проектов по реализации сокращения выбросов CO2 и других парниковых газов. Для реализованных в рамках вышеуказанных стандартов проектов проводится мониторинг и верификация проектов, по итогам которой подтверждается образование указанного числа квот (углеродных единиц), доступных для выведения на рынок. Многие компании в основном из отраслей лесного хозяйства, возобновляемой энергетики, сельского хозяйства и утилизации отходов уже имеют опыт реализации на рынке добровольных углеродных единиц. По реализованным проектам было выпущено в обращение и продаются покупателям на добровольном рынке добровольные единицы сокращения выбросов (ВСВ).

Сейчас в правительстве обсуждаются разные варианты стимуляции бизнеса к сокращению углеродного следа. Сюда входит и вариант с созданием сертификационной системы, суть которой в независимом подтверждении соответствия технологий производителя наилучшим доступным технологиям (НДТ). Если такой вариант будет поддержан, сертификат будет означать, что технология фактически низкоуглеродная. Соответственно, такой сертификат может стать аргументом при урегулировании вопроса трансграничного углеродного налога в ЕС.

Если хотите реально менять экологическую ситуацию к лучшему, инвентаризация выбросов компании очень правильный первый шаг. Особенно учитывая, что 01.06.2021 года принят Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» №296-ФЗ и Минэкономразвития предложило систему штрафов для крупнейших эмитентов выбросов парниковых газов, не предоставляющих отчётность, с 2023 года: до 500 тыс. рублей – размер штрафов при первичном нарушении компанией экологического законодательства и 1 млн рублей – за повторное нарушение экологического законодательства. «Полиметалл», например, уже анализирует и публикует не только свои выбросы, но и данные по Scope 3 (выбросы подрядчиков).

Нужно ли думать об ESG в текущей ситуации

Текущая макроэкономическая ситуация в России будет характеризоваться большими экономическими издержками и усугублением социального положения многих слоев населения России. Высокая ключевая ставка, возможная галопирующая инфляция, нарушенные валютно-торговые связи поставят российский бизнес в положение, когда от государства потребуются мощные меры поддержки. С точки зрения развития ESG, ухудшение отношений с западом не исключает повышенной важности и необходимости реализации национальных проектов в России, а также достижения целей по углеродной нейтральности, обозначенных президентом России и сформированных в стратегии СЭР до 2050 года.

Наоборот, это в какой-то степени дает автономию российскому бизнесу развиваться в направлении ESG с учетом национальных географических, территориальных, климатических и социальных особенностей и самостоятельно созданных методик по рейтингованию и учету углеродных единиц, независимо от Европейских требований и стандартов, таких как CBAM.

Мне кажется, пришло время «прибраться в своем доме». Российские инвесторы не изменят взглядов относительно следования принципам ESG при оценке инвестиционной привлекательности российских компаний, особенно в условиях беспрецедентной волатильности на фондовом рынке и с учетом абсолютно новых условий осуществления деятельности российскими компаниями. Вполне возможно, что банки будут заинтересованы как можно скорее внедрить методики ESG-рейтингования, чтобы привлечь спрос на корпоративные кредитные продукты с помощью минимальной диверсификации ставок. Также, теоретически, может возрасти роль «зеленых» облигаций как инструмента привлечения относительно дешевого капитала по сравнению с банковскими кредитами для реализации инвестиционных проектов.

ESG-альянс, созданный в прошлом году, на мой взгляд, может стать ключевой опорной фигурой на ESG-рынке в России, поскольку в него входят представители крупнейших компаний России, которые, в свою очередь, имеют доступ к целой сети различных поставщиков среднего и малого размера. В таких условиях компании ESG-альянса могут содействовать внедрению ESG-принципов во всех секторах российского бизнеса.

В сложившихся условиях на первый план выходит социальная повестка. Более 17 млн человек в России живут за чертой бедности, а нынешние обстоятельства способны привести к росту безработицы, ухудшению качества жизни многих людей в России, утечке квалифицированных кадров. Крупные компании, понимающие это, направят свои ESG-стратегии на формирование благоприятных условий для своих сотрудников и их семей, как это сделал, например, Яндекс, приняв решение выплатить дополнительную зарплату всем сотрудникам в связи с сильной социальной напряженностью в наши дни.

Партнёры