Михаил Розенфельд, член президиума генсовета «Деловой России», генеральный директор компании «Новотранс Юг»:
Послание президента Федеральному Собранию – событие важное не только для политического класса, но и для бизнеса. Борьба разворачивается вокруг каждого тезиса. Итоговый текст документа является результатом множества компромиссов, различных (иногда диаметрально противоположных) оценок регулирующего воздействия, результатов форсайт-сессий, мозговых штурмов, учета разнообразных рисков, перспектив и трендов.
Понятно, что президент страны не может охватить все 231 системные проблемы взаимодействия бизнеса и государства, выявленные в ходе подготовки доклада уполномоченного по защите предпринимателей Бориса Титова и зафиксированные в «Книге жалоб и предложений российского бизнеса-2016».
Однако одна проблема наиболее очевидна. Она, к сожалению, еще ни разу не освещалась в выступлениях Владимира Путина. Касается она одного аспекта взаимодействия власти и бизнеса: конфликта между формальной стороной отчета чиновников о сделанном и фактического положения вещей.
Берем только реформирование КНД. Темпы изменений, к которым призывает президент Владимир Путин, настолько низки, что практически не влияют на положение дел.
Послание президента РФ, 2012 год, тезис: «По-прежнему чувствительная тема для предпринимателей — это избыточное внимание со стороны разного рода контролеров». Избыточное внимание изменилось? Нет, только возросло.
2013 год, тезис: в контролирующих структурах у нас занято, «по разным подсчетам, около миллиона человек». Резко сокращены инспекторы? Названа цифра? Обоснована и доказана их численность через эффективность и результативность контрольной деятельности? Нет.
2014 год, тезис: «Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля». Ввели в июле 2015 года в Закон РФ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» риск-ориентированный подход. Систему управления рисками не ввели, хотя есть семейство ISO и ГОСТы, несущих в себе отработанные пошаговые действия по ее построению.
2015 год, тезис: «Мы не в первый раз говорим о необходимости новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов. Но изменения происходят очень медленно. По-прежнему доминирует обвинительный уклон. Вместо того чтобы пресекать отдельные нарушения, закрывают дорогу, создают проблемы тысячам законопослушных, инициативных граждан».
Чиновники, ответственные за реформирование КНД, рапортуют: все прекрасно. Бизнес фиксирует 9 млн проверок в год. Чудовищный прессинг. Новый закон о КНД не принят, на новые формы оценки эффективности и результативности министерства и ведомства не перешли.
В 2016 году: «Мы с вами много говорили о совершенствовании контрольно-надзорных органов, уже в течение многих лет говорим об этом <… > Обращаю внимание правительства: в работе контрольно-надзорных органов нужно ускорить внедрение подхода, основанного на оценке рисков, которые позволят существенно снизить число проверок, но повысят их результативность. Добавлю, что надзорные органы должны заниматься не только выявлением нарушений, но и профилактикой, не формально, а содержательно, и – это очень важно – оказывать консультативную помощь предпринимателям, особенно тем, кто только начинает своё дело.
Беда в том, что любое «ускорение» развития КНД вязнет в болоте. Любая реализация планов оборачивается какими-то странными, малопонятными инициативами профильных министерств и ведомств, которые действуют исходя из собственного понимания ситуации. Принята «дорожная карта» реформирования КНД. Возможно, новый глава Минэкономразвития России Максим Орешкин сумеет переломить этот негативный тренд. А возможно и нет.
Пока же вот о чем можно говорить со всей определенностью. Формальные индикаторы, характеризующие среду и процедуры чиновники так и воспринимают - формально. Есть риск-ориентированный подход – ну и прекрасно. Разделим предприятия по степени рисков, где рисков больше – проверять будем чаще. А как влиять, воздействовать на источник риска, как управлять риском – не важно.
И так во всем.
Пример. Выполняя поручение президента РФ, правительство и его экономические структуры приняли ряд мер, направленные на упрощение процедур, связанных с регистрацией, получением разрешения на строительства, ускорение подключения инженерной инфраструктуры и других позиций рейтинга легкости ведения бизнеса, который называется Doing Business (DB).
Россия в 2011 году занимала 120 место. Плохое место, недостойное. Бизнес тоже так считал. Но как-то там сам по себе держался.
Теперь Россия заняла в рейтинге DB уже 40 место. Резкий скачок. Бизнес, казалось бы, делать стало легче. Но бизнес сник. Ему плохо.
Попадет страна в первую десятку рейтинга – вообще не останется частного сектора в бизнесе.
Тогда некого станет проверять, некому предъявлять штрафы.
Но о бизнесе чиновники думают меньше всего.