20 декабря в Аналитическом центре при правительстве РФ состоялось расширенное заседание межведомственной рабочей группы (МРГ) по разработке комплексной среднесрочной программы экономического развития России «Стратегия роста», в ходе которой были подведены итоги работы МРГ над документом.
В представленный документ вошли основные тезисы среднесрочной программы социально-экономического развития, обозначающие структуру программы и ключевые системные решения, которые лягут в основу «Стратегии роста». Мероприятия программы разделены на три этапа: период ускоренного восстановительного роста (2017-2019 годы), когда необходимо преодолеть последствия спада 2013-2016 годов, восстановить доходы населения и бюджета, период устойчивого экономического роста темпами выше среднемировых (2020-2025 годы) и период выхода на устойчивое экономическое развитие (2026 – 2035 годы).
«Самое важное, что при подготовке программы мы работали с реальным бизнесом, сравнивали, координировали разные точки зрения со взглядами практических экономистов, которые каждый день сталкиваются с реалиями экономической жизни. И это главное, что отличает нашу концепцию от всех, представленных сегодня», – подчеркнул сопредседатель «Деловой России», уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, председатель набсовета Института экономики роста им. П.И. Столыпина Борис Титов, представляя программу.
В заседании приняли участие более 70 экспертов, в том числе сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, вице-президент, руководитель Аналитического центра «Деловой России» Анастасия Алехнович, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, его заместитель Александр Широв и другие.
Перед участниками рабочей группы стояла задача не просто объединить поступившие предложения и выработать на их основе комплексное решение, а произвести расчёты по каждому из пунктов программы, отразив их в конкретных макроэкономических показателях. Наиболее резонансными из них участники обсуждения сочли расчёты по инфляции, динамике ВВП, а также пункты программы, касающиеся поддержания валютного курса и монетарной политики.
Как отметил завлабораторией Центрального экономико-математического института РАН, член научного совета Института экономики роста Виктор Полтерович, низкая инфляция не должна быть целью политики Центробанка, поскольку уровень инфляции важен для запуска и разгона экономики в целом, а не только в отдельно взятых отраслях. «Если запустим рост, снижение инфляции окажется посильной и вполне достижимой задачей», – подчеркнул он.
В разделе основных макроэкономических показателей программы темпы роста ВВП предполагается увеличить с нынешнего отрицательного значения (-3,7% в 2015 году) до 5% уже в 2019 году. При этом уровень инфляционных ожиданий, обозначенных в документе, в 2019 году составит 3,5-5,5%, в 2025-м – 2,5-3,5%, в 2035-м – 3-2,5%.
Зампредседателя Внешэкономбанка, член научного совета Института экономики роста Андрей Клепач уверен в необходимости дифференцированного подхода к денежной политике в целом. «Для разных секторов экономики, для разных видов бизнеса финансовые каналы должны работать по-разному. Как частный пример, развитие дорог, где просто необходим запуск трансмиссионных механизмов в денежно-кредитной политике, в том числе для последующего расширения сети платных дорог, создания платных переездов», – подчеркнул он.
«Основная задача разработанного документа – привести всю экономику в нормальное состояние, – констатировал завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН, председатель научного совета Института экономики роста Яков Миркин. – Государство уже научилось создавать парниковые пространства, позволяющие нормализовать кредитно-денежную политику в отдельных секторах экономики, как, например, мы это наблюдаем сегодня в сельском хозяйстве и ВПК, показывающих рост на фоне общего падения. Теперь есть возможность и ресурсы распространить эту практику на экономику в целом». По мнению эксперта, для этого, в том числе, необходимо направить усилия в регионы, предприняв ряд шагов для преодоления искусственного профицита ликвидности в Москве и крупнейших банках и расширения доступности кредитов для местных компаний.
Выслушав отдельные замечания и предложения, участники заседания приняли за основу предложенный вариант стратегии.
Итоговый документ содержит 15 системных решений по активизации источников роста:
Ключевыми показателями эффективности (KPI) программы заявлены рост числа высокопроизводительных рабочих мест, а также рост уровня и качества жизни населения, что напрямую связано с модернизацией экономики и достижением высоких темпов роста ВВП.
«Мы должны настроить все механизмы и использовать те ресурсы, которые у нас уже есть. После проведения тщательного анализа и подсчётов, стало очевидно, что нам есть от чего отталкиваться, чтобы обеспечить первоначальный рост», – резюмировал Борис Титов.
Заседание запустило процедуру общественного обсуждения предлагаемых в стратегии решений. Полная версия представленных 20 декабря системных решений в ближайшее время будет доступна для ознакомления и обсуждения на сайте Института экономики роста им. П.И. Столыпина.
Работа межведомственной группы по разработке «Стратегии роста» ведётся в рамках поручения президента России Пр-1347. Концепция программы была впервые представлена на совещании президиума экономического совета при президенте РФ 25 мая 2016 года. В межведомственную группу входят члены наблюдательного совета Института экономики роста им. П.И. Столыпина, ведущие эксперты, экономисты, аналитики, предприниматели и представители органов власти. Программа будет представлена Владимиру Путину в начале 2017 года.