Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Межведомственная рабгруппа по разработке «Стратегии роста» открыла процедуру общественного обсуждения программы

Межведомственная рабгруппа по разработке «Стратегии роста» открыла процедуру общественного обсуждения программы 21 декабря 2016

20 декабря в Аналитическом центре при правительстве РФ состоялось расширенное заседание межведомственной рабочей группы (МРГ) по разработке комплексной среднесрочной программы экономического развития России «Стратегия роста», в ходе которой были подведены итоги работы МРГ над документом.

В представленный документ вошли основные тезисы среднесрочной программы социально-экономического развития, обозначающие структуру программы и ключевые системные решения, которые лягут в основу «Стратегии роста». Мероприятия программы разделены на три этапа: период ускоренного восстановительного роста (2017-2019 годы), когда необходимо преодолеть последствия спада 2013-2016 годов, восстановить доходы населения и бюджета, период устойчивого экономического роста темпами выше среднемировых (2020-2025 годы) и период выхода на устойчивое экономическое развитие (2026 – 2035 годы).

«Самое важное, что при подготовке программы мы работали с реальным бизнесом, сравнивали, координировали разные точки зрения со взглядами практических экономистов, которые каждый день сталкиваются с реалиями экономической жизни. И это главное, что отличает нашу концепцию от всех, представленных сегодня», – подчеркнул сопредседатель «Деловой России», уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, председатель набсовета Института экономики роста им. П.И. Столыпина Борис Титов, представляя программу.

В заседании приняли участие более 70 экспертов, в том числе сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, вице-президент, руководитель Аналитического центра «Деловой России» Анастасия Алехнович, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, его заместитель Александр Широв и другие.

Перед участниками рабочей группы стояла задача не просто объединить поступившие предложения и выработать на их основе комплексное решение, а произвести расчёты по каждому из пунктов программы, отразив их в конкретных макроэкономических показателях. Наиболее резонансными из них участники обсуждения сочли расчёты по инфляции, динамике ВВП, а также пункты программы, касающиеся поддержания валютного курса и монетарной политики.

Как отметил завлабораторией Центрального экономико-математического института РАН, член научного совета Института экономики роста Виктор Полтерович, низкая инфляция не должна быть целью политики Центробанка, поскольку уровень инфляции важен для запуска и разгона экономики в целом, а не только в отдельно взятых отраслях. «Если запустим рост, снижение инфляции окажется посильной и вполне достижимой задачей», – подчеркнул он.

В разделе основных макроэкономических показателей программы темпы роста ВВП предполагается увеличить с нынешнего отрицательного значения (-3,7% в 2015 году) до 5% уже в 2019 году. При этом уровень инфляционных ожиданий, обозначенных в документе, в 2019 году составит 3,5-5,5%, в 2025-м – 2,5-3,5%, в 2035-м – 3-2,5%.

Зампредседателя Внешэкономбанка, член научного совета Института экономики роста Андрей Клепач уверен в необходимости дифференцированного подхода к денежной политике в целом. «Для разных секторов экономики, для разных видов бизнеса финансовые каналы должны работать по-разному. Как частный пример, развитие дорог, где просто необходим запуск трансмиссионных механизмов в денежно-кредитной политике, в том числе для последующего расширения сети платных дорог, создания платных переездов», – подчеркнул он.

«Основная задача разработанного документа – привести всю экономику в нормальное состояние, – констатировал завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН, председатель научного совета Института экономики роста Яков Миркин. – Государство уже научилось создавать парниковые пространства, позволяющие нормализовать кредитно-денежную политику в отдельных секторах экономики, как, например, мы это наблюдаем сегодня в сельском хозяйстве и ВПК, показывающих рост на фоне общего падения. Теперь есть возможность и ресурсы распространить эту практику на экономику в целом». По мнению эксперта, для этого, в том числе, необходимо направить усилия в регионы, предприняв ряд шагов для преодоления искусственного профицита ликвидности в Москве и крупнейших банках и расширения доступности кредитов для местных компаний.

Выслушав отдельные замечания и предложения, участники заседания приняли за основу предложенный вариант стратегии.

Итоговый документ содержит 15 системных решений по активизации источников роста:

  1. Обеспечение макроэкономической стабильности в растущей экономике.
  2. Обеспечение долгосрочного кредита по конкурентным ставкам.
  3. Стимулирование спроса.
  4. Ограничение роста тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий.
  5. Проведение налоговой реформы, стимулирующей качественный экономический рост.
  6. Кардинальное снижение административного давления на бизнес.
  7. Судебная реформа.
  8. Реформа уголовного экономического законодательства.
  9. Пространственное развитие – агломерации и осуществление структурных сдвигов в экономике.
  10. Активизация, введение в коммерческий оборот «спящих», прежде всего имущественных и земельных, активов государства.
  11. Электронная (цифровая) экономика.
  12. Открытая экономика, развитие международной кооперации.
  13. Обеспечение модернизации экономики квалифицированными кадрами.
  14. Повышение качества жизни населения.
  15. Создание системы управления стратегическим развитием.

Ключевыми показателями эффективности (KPI) программы заявлены рост числа высокопроизводительных рабочих мест, а также рост уровня и качества жизни населения, что напрямую связано с модернизацией экономики и достижением высоких темпов роста ВВП.

«Мы должны настроить все механизмы и использовать те ресурсы, которые у нас уже есть. После проведения тщательного анализа и подсчётов, стало очевидно, что нам есть от чего отталкиваться, чтобы обеспечить первоначальный рост», – резюмировал Борис Титов.

Заседание запустило процедуру общественного обсуждения предлагаемых в стратегии решений. Полная версия представленных 20 декабря системных решений в ближайшее время будет доступна для ознакомления и обсуждения на сайте Института экономики роста им. П.И. Столыпина.

Работа межведомственной группы по разработке «Стратегии роста» ведётся в рамках поручения президента России Пр-1347. Концепция программы была впервые представлена на совещании президиума экономического совета при президенте РФ 25 мая 2016 года. В межведомственную группу входят члены наблюдательного совета Института экономики роста им. П.И. Столыпина, ведущие эксперты, экономисты, аналитики, предприниматели и представители органов власти. Программа будет представлена Владимиру Путину в начале 2017 года.

Партнёры