Михаил Розенфельд, член генерального совета «Деловой России», генеральный директор ООО «Новотранс Юг»:
- Может быть, впервые за последние годы президентское послание было столь заметно «бизнесориентированным». Предложена новая модель взаимоотношений власти и бизнеса, базирующаяся на философии «общего дела» - совместных усилиях в интересах России, страны, которую мы любим и в которой живем.
Не удивительно, что президент, заговорив о бизнесе, тут же перешел к разговору о контрольно-надзорных функциях государства. На протяжении двух десятилетий бесконечные, массовые, если не сказать тотальные проверки до предела осложняли взаимоотношения, развивая недоверие всех участников процесса. Бюрократия, как могла, вносила свою лепту. Противоречивые и заведомо невыполнимые требования, предъявляемые к бизнесу – данность, не требующая доказательств. Проверки превратились в индустрию, в часть ненаблюдаемой экономики, а должность «контролера» в любом проверяющем органе – в «хлебное место». Проверками госорганов ловко научились манипулировать, используя в конкурентной борьбе.
На моей памяти впервые Владимир Путин не только признал факт существования «заказных проверок», но и предложил поставить им заслон. Поставить заслон – это значит избавиться от избыточности этих проверок, сделать их публичными, понятными, логичными, имеющими в основе своей «презумпцию невиновности» проверяемого.
Нельзя не поддержать и появление Единого реестра проверок, который уже одним своим существованием значительно изменит ситуацию.
Мне импонирует и предложение президента предоставить каникулы от проверок на три года тем компаниям, которые в течение аналогичного периода не допускали нарушений. Правда, сегодня таких компаний я лично не знаю, и даже готов съездить к ним и поучиться. Перенять опыт, узнать, как им это удалось. Боюсь, что со мной таким опытом делиться не будут, о нем не принято рассказывать. «Договороспособность» таких компаний сегодня - факт непубличных сделок с проверяющими органами. Владимир Путин предложил радикально изменить сложившееся положение вещей. Будем вести новый отсчет.
В последние месяцы на самых разных общественных площадках ведется дискуссия о необходимости введения риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности. Обсуждали и продолжаем обсуждать в «Деловой России» пути и методы становления такой модели. Вникаем в детали, пытаемся прогнозировать, как такая модель сможет работать в непростых российских условиях.
Нет иллюзий, что внедрять ее будет нелегко и непросто. Зато один лишь отказ от массовых, неоправданных проверок, на которые уходит, по разным оценкам, от 1,8 % до 5% ВВП, даст стране немалый экономический рост, не говоря о снижении непроизводственных издержек бизнеса. Государство в таком случае уже не будет накладывать неподъемные штрафы за мельчайшую провинность, а станет стимулировать бизнес управлять своими рисками, снижая их. Тут всем потребуется отказаться от прежних привычек: государству следует перестать размахивать своими проверками как богатырской палицей, а бизнесу – бежать в ужасе и прятаться от государства как можно дальше - хоть в «тень», хоть в оффшорную зону.
Мне показалось, что Владимиром Путиным предложена новая точка отсчета взаимоотношений государства и бизнеса. Что-то вроде «чистого листа», который открывается после того, когда предыдущая страница закрыта. Очень правильно, что путь к «общему делу» начат именно с главной «болевой точки» - контрольно-надзорной деятельности.