Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Регионы » Приволжский ФО » Республика Татарстан » Новости » Надежда на реформы не оправдалась: правительство предлагает «затянуть пояса» для выполнения «майских указов»

Надежда на реформы не оправдалась: правительство предлагает «затянуть пояса» для выполнения «майских указов» 25 июня 2018

Член татарстанской «Деловой России» Тахир Давлетшин

Как правительство намерено в ближайшие 6 лет достигать тех амбициозных целей, которые поставил в своем «майском указе» президент Владимир Путин? В этом указе говорится о том, что экономика России должна расти темпами выше мировых, как вырастут доходы населения, снизится бедность, а вместе с этим увеличится продолжительность жизни.

Планы правительства по выполнению «майского указа» огласил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства 14 мая, что вызвали горячие обсуждения на всех уровнях. Однако, ясно одно: анализ инициатив правительства в бюджетно-налоговой и социальной сферах подтверждают, что руководство страны решило пойти не по пути реформ, а по пути "затягивания поясов".

Политика провальная, как по пенсионному "обеспечению", так и по НДС.

Согласно планам правительства, которые огласил премьер-министр Медведев на заседании правительства 14 мая, пенсионный возраст начнут повышать в 2019 г., его пошагово поднимут до 65 лет для мужчин к 2028 г. и до 63 лет для женщин к 2034 г. Власти долго готовились к повышению пенсионного возраста, признал премьер-министр Медведев. Однако остается надеяться на здравый смысл парламентариев и президента Путина, которые не допустят столь резкого повышения пенсионного возраста, поскольку это повлечет серьезные проблемы в социальной, политической, идеологической и нравственной сферах. Повышение пенсионного возраста обострит проблему безработицы не только в молодом возрасте (среди молодежи она наиболее остра), но и в пожилом возрасте, приведет к дальнейшему обнищанию широких слоев населения и полной потере уверенности в будущем большинством граждан.

Несмотря на то, что ранее министр Антон Силуанов утверждал, что налоги увеличивать не будут, едва прошли выборы, объявили об увеличении ставки НДС с 18 до 20%, новая ставка налога будет действовать с 1 января 2019 г. и ежегодно будет приносить в бюджет России порядка 600 млрд рублей.

Взамен Минфин предусмотрит возможности ускоренного возмещения экспортерам НДС в рамках изменения налогового законодательства. «В налоговом пакете, с одной стороны, увеличиваем ставку НДС, но, с другой стороны, сокращаем сроки возмещения НДС, а это, по нашим оценкам, даст порядка 100 миллиардов рублей в следующем году дополнительных ресурсов для бизнеса», - заявил Силуанов. Однако, дополнительный ресурс на сумму 100 млрд рублей выигрыш разовый – в год сокращенных сроков.

Кроме того, по словам Антона Силуанова, правительство намерено не повышать ставку страховых взносов с 30 до 34% ! Еще год назад предполагалось, что повышение ставки НДС будет сопровождаться понижением ставки взносов в социальные фонды с 30 % до 22 %.

При этом министр Силуанов заявил: "повышение НДС — это, по сути, вклад бизнеса в развитие страны". Странное утверждение, так как НДС – налог на потребление, платит его конечный потребитель (т.е. в основном граждане), а бизнес является сборщиком НДС с населения для налоговой службы, де-факто выступая налоговым агентом.

Может быть, министр финансов не понимает сути этого налога? Непрофильные министры и первые лица государства, даже известные экономисты высказывают аналогичные заблуждения, но это им простительно. Однако переписка с Минфином и налоговыми органами дают основание утверждать, что в Минфине РФ не понимают экономическую и правовую суть НДС. (Письмо № 03-07-14/28647 от 19.05.2016 за подписью заместителя министра финансов РФ Алексея Моисеева в ответ на мое обращение о необходимости реформирования НДС).

Для крупного бизнеса в первом приближении и не важно, какая ставка НДС – 18 , 20 или 22%. Крупный бизнес почувствует увеличение ставки налога через уменьшение спроса – потребительские товары возрастут в цене на 2 %, что незначительно повлияет на производство товаров, спрос на которых эластичен.

Повышение НДС прежде всего ударит по малому бизнесу производственной сферы – и без того высокие барьеры вырастут. Действие п. 5 ст. 173 НК РФ привело не к льготным и/или облегченным условиям налогообложения на специальных налоговых режимах, а введению де-факто налога с оборота со ставкой 18% для малых предприятий производственной сферы. Увеличение ставки НДС до 20 % еще больше ухудшит их положение, в результате они либо окончательно уйдут в тень или просто ликвидируются.

Необходимо отметить, проблема налоговой системы России не в уровне налоговой нагрузки, не в ставках налогов, а в несовершенстве налогового законодательства на концептуальном уровне, основная проблема налоговой системы – несовершенство Главы 21 НК РФ «НДС». Разработанная автором Концепция реформирования НДС изложена подробно в статье Давлетшин Т.Г. «Реформирование главы 21 Налогового Кодекса: от НДС к НТУ». //Финансы и Кредит. 2017, №32.С. 1930-1943., и предусматривает следующие нововведения в НК РФ:

 – определение НДС в российском законодательстве как НТУ – налог на товары и услуги, каковым, как и в Европе, де-факто является российский НДС согласно гл. 21 НК;

 – установление объектом налогообложения непредпринимательское конечное потребление физических и юридических лиц (или же, непредпринимательские покупки);

 - определение (установление) в НК РФ методики расчета – зачетный метод по счетам (счет-фактурный, invoice-credit system);

 – гармонизацию общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов, важным элементом которой является отмена п. 5 ст. 173, вводящего налог с оборота во заимоотношениях предприятий на ОСНО и Спецрежимах;

 - введение режима реального освобождения от НДС (НТУ) микропредприятий производственной сферы в рамках общей системы налогообложения (возможно, в рамках ст. 145 НК РФ с отменой п. 5 ст. 173 НК РФ);

 – значительное ограничение Спецрежимов, сокращение предельного дохода для работы на УСН и введение такого порога для ЕСХН, коренное реформирование ЕСХН;

 - полный запрет применения Спецрежимов в оптовой торговле.

И манипулированием налоговых ставок проблема не решается – нужна реформа налоговой системы, в первую очередь реформа НДС и НДФЛ, что дала бы недостающие суммы и в федеральный бюджет, и в Пенсионный фонд при неизменности эффективных ставок налогов и возраста выхода на пенсию.

Задача налоговой реформы – вовлечь в легальный бизнес и трудовую деятельность десятков миллионов граждан, сделав привлекательным и выгодным предпринимательскую и трудовую деятельность на законных основаниях. Значительное количество предпринимателей находятся в тени или полутени, что подтверждается низким уровнем собираемости НДФЛ и взносов в социальные фонды. Так, по данным ПФР в 2015 г. страховые взносы на ОПС отчислялись за 58 млн застрахованных лиц, из них за 10 млн поступили символические суммы. Что означает, по крайней мере 10—15 млн человек получают часть зарплаты в конвертах. Если учесть, что в стране 78 млн человек экономически активного населения, еще до 10 – 15 млн человек заняты в теневом секторе.

Реформа НДС и НДФЛ выведет из тени миллионы предпринимателей и 10—15 млн их работников, которые будут платить незначительную сумму НДФЛ (заработная плата большинства новообращенных вряд ли будет высокой, т.к. в основном это прекариат, нулевая ставка НДФЛ при доходах ниже прожиточного минимума в данном случае даст минимум налога) и значительную сумму в социальные фонды. Необходимо отметить, что намерения правительства увеличить ставку НДС до 20% непродуктивны: это может повысить поступления НДС на 10%, что составляет около 600 млрд руб., но привести к еще большей стагнации и уходу в тень МСП, падению социальных фондов.

А реформирование НДС при той же ставке вкупе с реформированием НДФЛ приведут к росту НДФЛ и взносов в социальные фонды на 1,5—2 трлн рублей при более благоприятных налоговых режимах, что подстегнет также экономический рост. (Давлетшин Т.Г. «Реформирование налоговой системы России: проблемы и решения» //Финансы и Кредит. 2018, №2.С. 465-488.)

Налоговая система России имеет недостатки и недоработки как на методологическом уровне, так и на концептуальном, требует модернизации и реформирования, и в настоящее время она не может служить экономическому развитию, а является одним из существенных факторов, способствующих экономическому спаду и стагнации. Нужна реформа налоговой системы, а не повышение ставок налогов.

А «майский указ» должен выполняться за счет оптимизации управления экономикой и финансами, урезания неразумных расходов бюджета, борьбы с коррупцией, усовершенствования законодательства, в первую очередь налогового, что повлечет рост инвестиций и развитие производств.

Но ни в коем случае не за счет повышения налогов, акцизов, пенсионного возраста – у страны достаточно возможностей, чтобы не «затянуть пояса», а зажить богатой и достойной жизнью.

Теги:
Партнёры