Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Лица » Генеральный совет » Точки зрения » Новый механизм контроля Банка России может стать инструментом давления на предпринимателей

Новый механизм контроля Банка России может стать инструментом давления на предпринимателей 27 ноября 2020

Член генерального совета «Деловой России», адвокат Алексей Мишин рассказал о внедрении Банком России единой межбанковской платформы Банка России по проверке клиентов кредитных организаций по «антиотмывочному» законодательству «Знай своего клиента»

В рамках национальной программы «Цифровая экономика» Банком России в начале этого года была разработана Стратегия развития финансовых технологий, согласно которой особое внимание уделяется регулированию и внедрению цифровых технологий на финансовом рынке.

Наиболее больной темой, как для регулятора, так и финансового сектора в последние годы стала борьба с легализацией, отмыванием доходов, проведением клиентами сомнительных и подозрительных операций. В связи с этим первым шагом Банка России в реализации национальной программы цифровизации стала разработка и внедрение единой платформы, в которой клиенты банков будут распределены по зонам риска, так называемый «светофор». Нахождение в красной зоне для клиента будет означать фактическое прекращение возможности пользоваться банковскими услугами, в желтой – работа с банком в режиме офлайн, в связи с наличием отдельных признаков сомнительности, и в зеленой – возможность работать с банком в обычном режиме.

Определение риска клиента с точки зрения «антиотмывочного» законодательства имеет большое значение непосредственно для самих клиентов банков – предпринимателей. В сложившейся ситуации жесткого регулирования в данной сфере, а также недостаточной компетенцией сотрудников финансового мониторинга банков и недостаточной осведомленностью о деятельности клиента, предприниматели сталкиваются с приостановкой проведения операций по их расчетным счетам. В связи с техническими сложностями и большой длительностью реализации процедуры «реабилитации» подозрения банка фактически блокируют их финансово-хозяйственную деятельность и, как следствие, приводят к несвоевременному исполнению обязательств с контрагентами, убыткам и возможной последующей ликвидации бизнеса. Данная проблема в настоящее время уже достигла таких масштабов, что бурно обсуждается на всех уровнях.

Для предпринимателя самое важное во взаимодействии с банком, через который он осуществляет свои финансовые расчеты,  – это открытость, скорость и объективность принимаемых решений. Внедрение централизованного информационного сервиса анализа деятельности клиента на основании источников, которые имеются в доступе центробанка в силу его функций, позволило бы существенно снизить процент необоснованных приостановок и блокировок по счетам предпринимателей. Это, в свою очередь, положительно скажется на повышении эффективности экономики в целом.  

Как известно, тестовая версия платформы уже была опробована в Сбербанке и выявила ряд серьезных рисков, которые могут проявиться после внедрения системы. В первую очередь, согласно мнению экспертов, которые были привлечены к оценке работы тестовой версии, использование релевантных оценок Банка России может стать инструментом давления на предпринимателей. Что это значит? Релевантность оценок применяемых к разным юридическим лицам (по масштабу деятельности, системе налогообложения, специфике деятельности) может привести к срабатыванию триггеров, которые не могут быть отнесены ко всем видам бизнеса одинаково. Таким образом, могут возникнуть ситуации, когда компания попадет ошибочно в красную зону, что фактически блокирует ее деятельность и приводит к существенным убыткам. Во-вторых, клиент может попасть в красную категорию из-за подозрительных операций в других банках. В этом случае банку потребуется дополнительная информация для принятия решения, и если ее не окажется в системе, предлагаемой Банком России, бумажная волокита может возрасти.

Считаю, что для эффективного и безопасного развития и функционирования цифрового финансового пространства необходима реализация скоординированных мероприятий на уровне всех его участников (Банка России, финансовых организаций, вендоров и предпринимателей-клиентов финансовых организаций), а также своевременное пропорциональное регулирование, которое должно, с одной стороны, поддерживать стабильность финансовой системы и защищать права потребителей банковских услуг, а с другой — содействовать развитию и внедрению цифровых инноваций.

Партнёры