Технологию одного окна транспортные компании в своей работе используют уже давно
Однако перечень услуг, которые оказываются в этом формате, постоянно пополняется.
Если на железной дороге такая система уже частично налажена, то в этом году по аналогичному принципу начали работать и российские порты. Насколько это выгодно и перспективно?
По мнению заместителя генерального директора по коммерции и производству АО "ФГК" Владимира Винокурова, использование одного окна прежде всего интересно владельцам грузов, у которых отсутствует собственная железнодорожная инфраструктура (подъездные пути). "Уникальность технологии в том, что клиенту не требуется искать сторонние логистические компании и заниматься вопросами перегрузки и складирования. Перемещение груза осуществляется по принципу "от двери до двери", - добавляет он.
Ведущий специалист отдела организации автомобильных и железнодорожных перевозок компании DPD в России Дмитрий Лейкин считает, что грузовладельцы настроены на сотрудничество именно с теми перевозчиками, которые работают по принципу одного окна. "Основные преимущества состоят в том, что это дает возможность привлекать на сеть РЖД как небольшие компании, так и крупных игроков. Все оформляется и оплачивается в одном месте, не нужны дополнительные договоры с различными перевозчиками, не происходит путаницы в учете", - поясняет он.
По мнению участников рынка, сегодня клиентов, заинтересованных в передаче своих грузов в одни руки, достаточно много, и это может потенциально увеличить грузопоток. «Система одного окна - это правильная организация труда, которая экономит время и нервы как грузовладельцев, так и операторов», - утверждает генеральный директор ООО «Новотранс Юг», член генерального совета «Деловой России» Михаил Розенфельд.
Первый заместитель генерального директора ООО "Международный таможенный брокер" Александр Зюзин также полагает, что срок перевозки должен сократиться за счет отсутствия нестыковок с документами в том случае, когда оператор сам все урегулирует до поставки с остальными участниками цепочки транспортировки товаров. "Все борются за сокращение издержек на логистику. Однако, имея штат сотрудников, грузовладельцу проще самому найти услугу дешевле у нескольких операторов, чем покупать более дорогую в одном окне", - уверен он. По мнению А. Зюзина, дальнейшее развитие данной услуги на рынке зависит от той комплексной работы, которую будет проводить оператор одного окна с грузовладельцами и другими участниками перевозки.
М. Розенфельд, в свою очередь, утверждает, что нововведение не сократит стоимость перевозки, а только снизит временные затраты на поставку грузов. Зато в ОАО "РЖД Логистика" рассказали, что использование данного сервиса дает существенные финансовые преимущества. "При обращении в одно окно клиент может выбрать наиболее выгодный для себя тарифный план и получить скидку от 5 до 10%", - разъясняет директор филиала "РЖД Логистики" в Ростове-на-Дону Григорий Ковалев.
Если на железной дороге уже накоплен некоторый опыт работы по принципу одного окна, то в портах его только начали осваивать. Напомним, что в мае 2014 года правительство РФ утвердило план мероприятий, направленных на улучшение транспортной ситуации в морских портах, согласно которому начались испытания единой информационной платформы "Одно окно в морских портах".
Новая система Федеральной таможенной службы объединяет импортеров товаров, судовых агентов, администрации морских портов, представителей Роспотребнадзора, Россельхознадзора и пограничной службы ФСБ России и позволяет им обмениваться электронной информацией в режиме онлайн. Пока проект реализуется в пяти морских пунктах пропуска на объектах пилотной зоны Дальневосточного, Южного и Северо-Западного таможенных управлений. Предполагается, что данное нововведение даст возможность контролировать весь процесс оформления грузов, анализировать деятельность служб, вести статистику. Но главное - такое взаимодействие сократит время пребывания судов в морских портах, а также позволит уйти от бумажных носителей, что в итоге будет способствовать созданию комфортных условий для бизнеса, росту грузооборота и повышению привлекательности морских портов России.
Сейчас с помощью прототипа портала перевозчики и получатели грузов могут подавать в таможенные органы предварительную информацию о товарах. В будущем планируется наладить электронный документооборот и привязать информационную систему к программным средствам всех контролирующих органов.
Яна Вержбицкая, РЖД-Партнер