Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Регионы » Точка зрения » «Организационно-законодательная ловушка»: заместитель председателя приморской «Деловой России» Сергей Дрёмин о капитальном ремонте школ

«Организационно-законодательная ловушка»: заместитель председателя приморской «Деловой России» Сергей Дрёмин о капитальном ремонте школ 13 сентября 2022

Капитальный ремонт школы, как и строительство – это прежде всего проект, т.е. сложный организационный процесс, с большим количеством участников, ресурсами, ограничениями и рисками. Можно ли в срыве сроков по проекту винить только подрядчика? Нет! К тому же, в последнее время к классическим организационным ошибкам добавилась турбулентность на рынках трудовых ресурсов и материалов.

Если опустить случаи явного мошенничества со стороны компаний-однодневок и «деятельность» фирм, забирающих серьёзные заказы, не имея ресурсов и опыта, которых конечно следует быстро и жёстко привлекать к ответу, то остро встаёт вопрос компетенции заказчика при подготовке проектно-сметной документации и составлении договора на ремонт. При поиске виновных в срыве сроков этот фактор часто замалчивается. Организатор ремонта прежде всего несёт ответственность за ход работ и контрольные сроки. Заказчик обязан качественно подготовиться и организовать процесс, постоянно взаимодействовать с подрядчиком, гибко и оперативно решать возникающие проблемы, иметь запасные варианты на случай возникновения трудностей. Но при ремонте социальных объектов заказчиками, как правило, выступают сами бюджетные учреждения, которые, естественно, не имеют компетенций в строительстве. Порой проектно-сметная документация и договор содержат в себе такие противоречия и дыры, что даже самый ответственный подрядчик вынужден приостанавливать работы до выяснения ситуации. Отмечу, что это законодательная обязанность подрядчика — остановиться при выявлении проблем. К этому добавляется отсутствие гибкости в системе госзакупок, при которых заказчику практически невозможно оперативно решить проблемы, даже если он понимает, что нужно сделать. Получается организационно-законодательная ловушка. И всё это обостряется в связи с рыночной дестабилизацией с начала весны.

Нужна ли поддержка подрядчикам, которые не справляются с взятыми на себя обязательствами? Безусловно. Прежде всего подрядчики ждут возможности корректировки проектных недочётов и обоснованного пересчета стоимости ремонта в текущие цены. Ходя федеральное законодательство весной и дало такую возможность — через исправление документации и экспертизу пересчитанной сметы — учреждения сильно тормозят этот процесс из-за страха перед надзорными органами. Также многим подрядчикам поможет корректировка договоров в части поэтапного закрытия фактически выполненных объёмов. Конечно, эти процессы должны сопровождаться качественным контролем выполняемых работ. Хороший подрядчик заинтересован в этом не меньше заказчика.

В целом, ситуация на рынке подрядных работ по ремонту к осени улучшилась. Большинство частных компаний смогли адаптироваться к переменам, хотя и дорогой для бизнеса ценой. Стоит отдельно отметить быструю реакцию федеральных властей в части корректировки Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок …». Кстати, эту инициативу активно продвигала «Деловая Россия». Для многих компаний этот шаг властей навстречу бизнесу сейчас является ключевым элементом выживания. Набрав кредиты и выполнив из последних сил обязательства, в том числе по срокам, они ждут возможности получить оплату в текущих ценах, а не в ценах двух-трёхлетней давности. От честности государства в этом вопросе зависит их судьба.

Отдельно отмечу текущий политический настрой на «автоматическое» внесение подрядчиков, не сдавших объект вовремя, в «чёрный список». Реестр недобросовестных поставщиков – это мощное оружие наказания, применение которого должно быть в высшей степени ответственным. Конечно, реестр должен продолжить своё существование и мошенническим компаниям там самое место. Но ответственные компании, даже сорвавшие сроки не по своей вине, ни в коем случае не должны там оказаться. Поэтому, сейчас очень важно подойти к проблеме срыва сроков с холодной головой. Надеюсь, моя позиция поможет федеральным чиновникам принять взвешенный и справедливый комплекс мер по этому вопросу.

Партнёры