23 декабря в «Деловой России» прошёл круглый стол «Новые тренды в здравоохранении: телемедицина, высокие технологии, современные препараты». Во вступительном слове на открытии мероприятия член генсовета, председатель отраслевого отделения «Деловой России» по интернет-медицине Борис Пастухов выделил ряд ключевых позиций по развитию телемедицинских услуг в России и роли малого и среднего бизнеса в этом процессе:
Существующий опыт использования телемедицинских услуг
С 2000 года существует Российская ассоциация телемедицины, которую возглавляет представитель ОАО «РЖД». Их медицинская служба активно развивает телемедицину и имеет для этого не только хорошую базу, но и большой ресурс, позволяющий работать по следующим направлениям:
- консультации врачей, столкнувшихся со сложными клиническими случаями, более опытным врачом;
- консультации в труднодоступных регионах, где нет врача, но присутствует хотя бы фельдшер;
- обучение врачей в удалённом доступе в форме вебинаров.
В системе здравоохранения страны есть и другой опыт развития телемедицины (как, например, в рамках российско-норвежского проекта в Ненецком АО, в Научном центре хирургии им. Петровского, в Российской детской клинической больнице, в ГКБ №67 и др.), но основные направления везде примерно совпадают с вышеизложенным. При этом не используется модель коммуникации «врач-пациент».
Что же касается зарубежной практики в телемедицине, то, на наш взгляд, она реализует мечту любого потребителя – получить максимум информации о своём самочувствии, не покидая рабочего места или дома. При этом в процессе оказания этих услуг участвуют как государственные, так и коммерческие организации.
Что препятствует осуществлению телемедицинских услуг
Одним из препятствий на пути развития телемедицины является действующее законодательство. Оно сильно ограничивает возможность оказания медицинской помощи вне стен медучреждения, а также не описывает ответственность врача, проводящего телемедицинскую консультацию. Также, наверное, можно было бы предусмотреть, чтобы наличие у пациента учетной записи в ЕСИА давало ему возможность электронной подписи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
О текущих пробелах в законодательстве говорилось не раз. Надо ясно осознавать, что, помимо принятия правильных законов, требуется проделать огромную работу по остальным направлениям, ведь развитие телемедицинских услуг подразумевает работу не только врачей, но и ИТ-сектора. В частности, требуется создать инфраструктуру и качественные программные продукты, в разработке которых обязательно должно принять участие деловое сообщество, в том числе малый и средний бизнес. Государство не должно монополизировать эту сферу, так как без привлечения частных игроков невозможно будет обеспечить массовое продвижение телемедицины в стране.
При этом не нужно забывать, что полноценную телемедицинскую услугу невозможно оказать без доступа к истории болезни пациента. Для этого нужно дать гражданам возможность доступа к их ЭМК с любой удобной им точки входа (естественно, с авторизацией через ЕСИА), а не исключительно на портале госуслуг.
Есть хороший пример регионов – в Москве к записи к врачу по ОМС допустили частные интернет-порталы. Это увеличило долю записей через Интернет в 6 раз, что в разы больше среднего уровня по стране.
Такое партнёрство государства и бизнеса является необходимым элементом для развития телемедицины. Отработка элементов такого взаимодействия должна происходить в рамках региональных пилотных проектов, после чего рабочая модель может быть распространена на федеральном уровне.
Что телемедицина может дать бизнесу
Согласно недавнему исследованию Towers Watson, в которое были включены американские компании с количеством работников не менее 1 тыс. человек, работодатели могли бы экономить до 6 млрд долл. в год, если бы их работники регулярно прибегали к дистанционным медицинским консультациям, а не попадали в реанимационные отделения, центры неотложной помощи либо на приём к врачу.
В 2016 году в США 38% работодателей средней величины предлагали своим работниками услуги телемедицины. По прогнозам – к 2018 году доля таковых возрастёт до 80%.
Согласно проведённым исследованиям, использование телемедицины и онлайн-консультации врачей в США экономит работодателю 1 457 долл. в год на каждого сотрудника.
В России экономия работодателя может составить до 21 тыс. руб. в год на каждого сотрудника при средней зарплате в 35 тыс. руб. в месяц и средней продолжительности отсутствия по болезни 12 дней в год.
Помимо прямого экономического эффекта, работодатель получает более мотивированного работника, который с уважением относится к корпоративной культуре предприятия и заботе о своих сотрудниках.
Участие малого и среднего бизнеса в телемедицинском проекте
Медицинские учреждения в форме МСП должны быть привлечены как участники процесса оказания телемедицинских услуг по формуле «врач-пациент» с учетом соответствующих изменений законодательства.
Предприятия МСП, занимающиеся выпуском программных продуктов в области медицины, должны участвовать в разработке и получать госзаказы на создание ПО для систем телемедицины.
Предприятия МСП, оказывающие сервисные и информационные интернет-услуги населению в сфере охраны здоровья (как веб-сайты, так и мобильные приложения):
а) должны получить доступ к инфраструктуре электронных госуслуг, в том числе иметь разрешение на предоставление своим пользователям возможности идентификации через ЕСИА, а также получения государственных медицинских услуг в электронном виде;
б) должны участвовать в формировании, разработке и сервисном применении государством системы телемедицинских услуг, в том числе и в период реализации пилотных проектов, предполагающихся в 7-8 регионах РФ;
в) должны иметь возможность предоставления пользователю доступа к его электронной медицинской карте через ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения) на своих веб-сайтах и в мобильных приложениях.
В комплексе эти меры создадут необходимые условия для развития интернет-медицины, которая может радикально улучшить как ситуацию с доступностью медицинских услуг, так и отношение граждан к уходу за своим здоровьем.