Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Лица » Генеральный совет » Точки зрения » «Пилоты» не вырулят на взлет?

«Пилоты» не вырулят на взлет? 11 февраля 2016

Михаил Розенфельд, член президиума генсовета «Деловой России»

Сейчас, когда обсуждается проблема сокращения госрасходов, необходимо, чтобы правительство прояснило судьбу заявленных пилотных проектов по передаче контрольно-надзорных полномочий регионам.

Сократятся ли субвенции регионам на финансирование переданных полномочий? Приведет ли это к увеличению финансовой нагрузки на региональные бюджеты, к образованию дыр в бюджетах регионов-участников «пилотов»? Будет ли польза от такой передачи? – вопрос, на который однозначного ответа мы пока не услышали. Да и вопросы на эту тему как-то задавать не принято.

Регионы несколько потеряли в собственном энтузиазме – тоже по понятным причинам. На фоне разговоров о секвестировании расходной части бюджета осторожная позиция неудивительна.

Обширный ряд полномочий должен передаваться из федерального центра в регионы: в сфере трудовых отношений, общественного транспорта, государственного земельного надзора, государственного ветеринарного надзора, экологического и природоохранного контроля (надзора), государственного фитосанитарного надзора, государственного надзора в сфере защиты прав потребителей и в сфере рекламы, государственного надзора в сфере сохранения объектов культурного наследия и контроля за сохранностью автомобильных дорог.

 Несложно предположить, что ситуация неопределенности, продолжающаяся у финансовых властей уже несколько месяцев, не идет на пользу пилотным проектам, а ведь на их основе будут делаться «общефедеральные» выводы.

Теперь о позитивном. Продолжаются эксперименты с введением риск-ориентированного подхода, отыскиваются способы и методы внедрения в деятельность контрольных органов инструментов управления рисками.

Роспотребнадзор, перейдя на риск-ориентированный подход, резко снизил число плановых и неплановых проверок. Есть интересные наработки в Роструде, в Ростехнадзоре и в ФНС.

С профилем риска и системой индикаторов активно работает ФТС, с чем я ежедневно сталкиваюсь, поскольку работаю в транспортно-логистической компании в Новороссийском морском торговом порту.

МЧС ввело пять уровней риска. Наименее рискованные предприятия теперь не проверяются планово. В первую группу попали детские сады, школы, а также химия и атомная энергетика: их будут проверять один раз в два года. При том, что на химических и атомных объектах присутствует также постоянный контроль. Группа значительного риска - проверка раз в три года, группа среднего риска - раз в пять лет, умеренная - в семь.

Обозначены регионы эксперимента МЧС 2016 года: Татарстан, Краснодарский и Пермский край, Нижегородская, Ленинградская, Костромская, Ульяновская и Ростовская области.

Хорошо известен опыт Ульяновской области, где вообще удалось уйти от карательных функций при осуществлении контроля. На этой территории глубина проверок и периодичность контроля бизнеса устанавливаются, опираясь на категории риска. Здесь планируется в 2016 году создать единый интернет-ресурс, содержащий полный реестр требований по объектам контроля различных категорий риска и классификатор их нарушений (к созданию общефедерального реестра обязательных требований «Деловая Россия» и бизнес-омбудсмен Б.Ю. Титов призывали давно). Пока в Госдуме на уровне профильного комитета идет обсуждение нового Кодекса об административных правонарушениях, ульяновским областным законом предупреждение как минимальное наказание за нарушение уже предусмотрено и распространяется на сферу благоустройства.

Безусловно, нам всем следует понимать, что после «тучных лет», которые мы, надо признать, использовали плохо, придется затянуть пояса потуже. Однако нам сейчас очень важно проявлять последовательность и точно расставлять приоритеты. Пилотные проекты при всей их известной затратности несут немалые выгоды, включая прямую экономию при внедрении новой системы организации всех проверочных мероприятий. А есть еще выгоды нематериальные. Без проведения «пилотов» невозможно выяснить, сможет ли заработать на практике идея глубокого реформирования контрольно-надзорной деятельности.

Теги: мнение
Партнёры