Михаил Розенфельд, член президиума генсовета «Деловой России»
Сейчас, когда обсуждается проблема сокращения госрасходов, необходимо, чтобы правительство прояснило судьбу заявленных пилотных проектов по передаче контрольно-надзорных полномочий регионам.
Сократятся ли субвенции регионам на финансирование переданных полномочий? Приведет ли это к увеличению финансовой нагрузки на региональные бюджеты, к образованию дыр в бюджетах регионов-участников «пилотов»? Будет ли польза от такой передачи? – вопрос, на который однозначного ответа мы пока не услышали. Да и вопросы на эту тему как-то задавать не принято.
Регионы несколько потеряли в собственном энтузиазме – тоже по понятным причинам. На фоне разговоров о секвестировании расходной части бюджета осторожная позиция неудивительна.
Обширный ряд полномочий должен передаваться из федерального центра в регионы: в сфере трудовых отношений, общественного транспорта, государственного земельного надзора, государственного ветеринарного надзора, экологического и природоохранного контроля (надзора), государственного фитосанитарного надзора, государственного надзора в сфере защиты прав потребителей и в сфере рекламы, государственного надзора в сфере сохранения объектов культурного наследия и контроля за сохранностью автомобильных дорог.
Несложно предположить, что ситуация неопределенности, продолжающаяся у финансовых властей уже несколько месяцев, не идет на пользу пилотным проектам, а ведь на их основе будут делаться «общефедеральные» выводы.
Теперь о позитивном. Продолжаются эксперименты с введением риск-ориентированного подхода, отыскиваются способы и методы внедрения в деятельность контрольных органов инструментов управления рисками.
Роспотребнадзор, перейдя на риск-ориентированный подход, резко снизил число плановых и неплановых проверок. Есть интересные наработки в Роструде, в Ростехнадзоре и в ФНС.
С профилем риска и системой индикаторов активно работает ФТС, с чем я ежедневно сталкиваюсь, поскольку работаю в транспортно-логистической компании в Новороссийском морском торговом порту.
МЧС ввело пять уровней риска. Наименее рискованные предприятия теперь не проверяются планово. В первую группу попали детские сады, школы, а также химия и атомная энергетика: их будут проверять один раз в два года. При том, что на химических и атомных объектах присутствует также постоянный контроль. Группа значительного риска - проверка раз в три года, группа среднего риска - раз в пять лет, умеренная - в семь.
Обозначены регионы эксперимента МЧС 2016 года: Татарстан, Краснодарский и Пермский край, Нижегородская, Ленинградская, Костромская, Ульяновская и Ростовская области.
Хорошо известен опыт Ульяновской области, где вообще удалось уйти от карательных функций при осуществлении контроля. На этой территории глубина проверок и периодичность контроля бизнеса устанавливаются, опираясь на категории риска. Здесь планируется в 2016 году создать единый интернет-ресурс, содержащий полный реестр требований по объектам контроля различных категорий риска и классификатор их нарушений (к созданию общефедерального реестра обязательных требований «Деловая Россия» и бизнес-омбудсмен Б.Ю. Титов призывали давно). Пока в Госдуме на уровне профильного комитета идет обсуждение нового Кодекса об административных правонарушениях, ульяновским областным законом предупреждение как минимальное наказание за нарушение уже предусмотрено и распространяется на сферу благоустройства.
Безусловно, нам всем следует понимать, что после «тучных лет», которые мы, надо признать, использовали плохо, придется затянуть пояса потуже. Однако нам сейчас очень важно проявлять последовательность и точно расставлять приоритеты. Пилотные проекты при всей их известной затратности несут немалые выгоды, включая прямую экономию при внедрении новой системы организации всех проверочных мероприятий. А есть еще выгоды нематериальные. Без проведения «пилотов» невозможно выяснить, сможет ли заработать на практике идея глубокого реформирования контрольно-надзорной деятельности.