Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Лица » Генеральный совет » Точки зрения » Правила ФАС для портов должны публично обсуждаться экспертным сообществом до утверждения

Правила ФАС для портов должны публично обсуждаться экспертным сообществом до утверждения 15 августа 2016

Михаил Розенфельд, член президиума генсовета «Деловой России», генеральный директор компании «Новотранс Юг»

«Метаться из крайности в крайность вряд ли правильно», – отметил делоросс, генеральный директор «Новотранс Юг» Михаил Розенфельд, комментируя процедуру обсуждения правил доступа к услугам субъектов естественных монополий и объектам инфраструктуры, используемым ими в морских, речных портах и транспортных терминалах, направленным на восстановление инструментов государственного регулирования деятельности стивидоров (организаций, занимающихся погрузкой и выгрузкой судов в портах).

Михаил Розенфельд отмечает, что в отличие от нормативных актов Минэкономразвития России новые правила ФАС широко экспертным сообществом не обсуждались. Об их существовании большинство стивидоров узнали из публикаций в деловых изданиях. Лишь после реакции журналистов они смогли ознакомиться с текстом, размещенным на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru).

«Едва ли такой подход будет способствовать выработке качественного документа, который мог быть согласован с экспертным, деловым и научным сообществом, что бы обеспечило социальную легитимность. Вместе с тем на уровне терминов сама идеология действий органов власти в этой области выглядит правильно, ведь, согласитесь, никто не станет возражать против того, что раскрытие естественными монополиями информации о своей деятельности – требование времени», – считает эксперт.

При этом, по его мнению, для борьбы с недобросовестной конкуренцией необходимо добиться того, чтобы участники были лишены, например, возможности манипулировать заявками за счет рассылки отказных писем раз в 15 дней. «Пока эта лазейка сохраняется, ситуация мало изменится. Кроме того, за любым государственным решением всегда стоят деньги, и правильный подход – сначала их посчитать. Например, посчитать, сколько заимствований у портов, терминалов и экспедиторов. Надо понять, какая часть тарифа – инвестиционная, какие инфраструктурные риски несут новые правила и каковы реальные перспективы, например, стивидоров в условиях стагнации отечественной экономики и падения доли перевалки санкционных товаров», – сказал Розенфельд.

Что касается регулирования тарифов государством, по мнению эксперта, ФАС должна была просчитать все варианты поведения стивидоров при проведении дерегуляции рынка и смоделировать различные варианты развития данного рынка. «Тарифы с 2013 г. «кратно» выросли отнюдь не во всех портах. И не для всех видов грузов – например, тарифы перевалки зерна в портах Азовско-Черноморского бассейна снизились за 10 лет почти в два раза. За счет собственных средств порты и их инфраструктура развиваются. При закрытом доступе к дешевым деньгам других вариантов нет. Следует заметить: рынок рос даже в кризисные годы – тарифы не являлись причиной спада перевалки в портах», – отметил Розенфельд.

Еще один аспект новых предложений – это расчет в национальной валюте. «Это всегда хорошо, но если бы она еще была резервной и не такой волатильной. Можно хоть ежедневно пересчитывать по курсу все стивидорские услуги – калькуляторы стоят недорого. Но во всем мире за морские перевозки рассчитываются в долларах», – констатировал он.

«Сейчас вопрос не в том, что решение, принятое три года назад, оказалось ошибочным, а в том, что сильное и ответственное государство реализует свою экономическую политику через ясные и прочитываемые рынком «сигналы». Поэтому надо не метаться из крайности в крайность, а в сотрудничестве с экспертами находить наиболее эффективные и логичные решения», – предложил Розенфельд.

Источник

Теги: мнение
Партнёры