Член президиума «Деловой России» Михаил Розенфельд:
Год назад президент России Владимир Путин, выступая перед Федеральным собранием с ежегодным посланием, заявил об избыточном и тотальном характере контроля. Началась реформа контрольно-надзорной деятельности (КНД).
Подведем некоторые итоги. В 294-ФЗ, направленный на защиту предпринимателей, законодатель внес новеллу о риск-ориентированном подходе. Целый ряд министерств и ведомств (надо отдать им должное) реализовывали современный и эффективный метод КНД «явочным порядком». Методики внедрения не бесспорны, но они дают богатый материал для анализа. Создан долгожданный Единый реестр проверок. Однако он не учитывает ни историю взаимоотношений подконтрольного субъекта с органами контроля и надзора, ни опыт IT-технологий других стран, ни практику проверок в России. Административные расследования, которые не требуют согласования с органами прокуратуры, но повсеместно досаждают бизнесу, реестр не фиксирует.
Собственно, я перечислил всё или почти всё, что удалось сделать за год.
Действия наши были разрознены, не последовательны, разбиты на этапы. Несмотря на «круглые столы» и экспертные обсуждения, они оказались изолированы. Никакой внутренней логикой и общей концепцией друг с другом не были связаны.
Новый закон «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора)» доработать не удалось. Возможно, кто-то рассматривает сложившуюся ситуацию как аппаратное поражение. А вот бизнес – как победу здравого смысла, потому что в представленном виде законопроект создал бы новых проблем больше, чем решил бы старых.
Неоднократно мне приходилось доказывать на экспертных площадках и в прессе, что реформу КНД мы «заобсуждали» до такой степени, что поручения президента и председателя правительства провалены.
Прошёл год, и Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию, признал: качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств не наблюдается. Отметив при этом, что все поручения на этот счёт давно и не единожды даны.
В послании прозвучала задача: Правительственной комиссии по административной реформе совместно с деловыми объединениями необходимо представить до 1 июля 2016 года конкретные предложения по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов.
Оптимизация КНД может быть связана со структурными изменениями органов, осуществляющими контрольные функции. Важно скорейшее и максимально широкое применение риск-ориентированного подхода, тесно увязанного с методиками оценки эффективности и результативности деятельности. Центр внимания контрольных органов при проверках должен сместиться туда, где риски выше. Именно так можно добиться ухода от избыточности. Несомненным фактором, снижающим затратность проверок, является формирование и доступность обязательных требований бизнеса. Перечень инструментов для решения задачи займёт не одну страницу.
Что же касается дублирующих функций, то поверим Минюсту, который провёл анализ нормативно-правовой базы. Де-юре дублирования не существует. Однако практика говорит об обратном. Передача ряда функций в регионы и создание совместных контрольных инспекций, проведение пилотных проектов могло бы предшествовать формированию пакета предложений, который следует представить к 1 июня следующего года.
Не хотелось бы снова подводить президента и ставить его в неудобное положение. Дорогие коллеги и соратники, надо как-то подсобраться. Итоги годовой работы у нас с вами вышли неубедительные.