Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Регионы » Приволжский ФО » Республика Башкортостан » Новости » Рафаэль Марданшин: «На форуме в Уфе обсуждались вопросы развития третейского судопроизводства в России»

Рафаэль Марданшин: «На форуме в Уфе обсуждались вопросы развития третейского судопроизводства в России» 01 февраля 2016

В столице Башкортостана прошел двухдневный общероссийский форум «Право. Бизнес. Государство. Первым мероприятием форума стала конференция, посвященная развитию третейского судопроизводства. В рамках конференции были озвучены такие актуальные темы как «Роль системы третейских судей и развитие бизнеса», «Взаимодействие системы третейских судей с бизнес сообществом».

Почетными гостями и докладчиками мероприятия стали председатель Государственного собрания – Курултая РБ Константин Толкачев, сопредседатель Ассоциации юристов России, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борис Титов, заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин, сопредседатель «Деловой России», председатель Попечительского Совета башкортостанского отделения Ассоциации юристов России Андрей Назаров, депутат Государственной Думы ФС РФ, председатель Совета башкортостанского отделения «Деловой России» Рафаэль Марданшин, вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров и другие.

В рамках конференции участники обсуждали федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» , вступающий в силу с 1 сентября 2016 года. Закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории РФ, а также арбитраж (третейское разбирательство). В арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Сегодня в России действуют около 2,5 тысяч третейских судов, в том числе на территории Башкортостана — 70.

Однако, несмотря на «почтенный возраст», третейские суды до сих пор не могут занять свою нишу в системе российского судопроизводства. По мнению экспертов, это связано с тем, что зачастую третейские суды функционируют при коммерческих структурах. В этой связи о независимости и беспристрастности не может идти и речи.

- Происходит перезарузка третейских судов, они станут незатратным, быстрым способом решения законных споров, — отметил модератор форума, председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.- Основная задача состоит в том, чтобы восстановить доверие к ним и в целом оздоровить судейскую систему, чтобы наша юрисдикция стала привлекательной. Новый закон позволяет открывать этот вид негосударственного судейства только при НКО, пройдя процедуру аккредитации.

Огромное количество третейских судов, а в России их более 2 тысяч, не переходят в качество, вступил в беседу Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. Сейчас арбитражные суды перегружены заявлениями об отмене решений третейских судов, принятых с нарушениями российского законодательства, исполнительными листами, не исполняющимися годами.

- Третейский суд должен стать авторитетным для предпринимателей, - подчеркнул Борис Титов. – Во-первых, его решения должны стать справедливыми. Во-вторых, он должен быть профессиональным, привлекать независимых арбитров, специализирующихся в той области права, в которой идет разбирательство.

В Америке около 60% хозяйственных споров разрешается в третейских судах, заметил спикер республиканского парламента Константин Толкачев, у нас, в Башкорстане, нет такой широкой практики разбирательства.

- Это всего лишь 70 зарегистрированных третейских судов и около десятка дел в год, – сказал Константин Толкачев. — Перед нами стоит задача восстановить или, правильней сказать, создать доверие к ним, их решениям.

Один из авторов законопроекта Рафаэль Марданшин рассказал о новеллах нового федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Основная его идея – это усиление контроля за учреждениями, которые будут создаваться только при НКО и с разрешения Правительства. Сложная процедура регистрации будет заградительным барьером для недобросовестных третейских судов. При регистрации арбитражного учреждения теперь должны представлять перечень рекомендуемых арбитров — в него должны привлекаться уважаемые юристы-арбитры – это обязательное требование, которое ограничит возможность создания недобросовестных арбитражных учреждений. Уважаемый юрист просто не пойдет и не свяжет себя с недобросовестным сомнительным учреждением.

Федеральный закон предусматривает целый ряд положений, направленных на регламентацию организационной структуры арбитражного учреждения в целях обеспечения прозрачности его деятельности.

Также определен порядок прекращения деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения в случае выявления грубых неоднократных нарушений положений Федерального закона об арбитраже, повлекших значительный ущерб правам и законным интересам сторон арбитража и иных лиц.

Данный федеральный закон способствует развитию института арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации как одного из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющего публично значимые функции и являющегося альтернативным способом разрешения споров. Кроме того, данный федеральный закон повышает авторитет и привлекательность арбитража (третейского разбирательства), что в свою очередь снижает нагрузку на государственные суды и способствует повышению инвестиционной привлекательности Российской Федерации и деофшоризации национальной экономики.

В рамках обсуждения правоприменительной практики закона о третейском судопроизводстве в России спикеры отметили важность роли именно некоммерческого, негосударственного сектора в становлении и развитии института третейских судов. Выступающими были затронуты вопросы эффективности исполнительного производства по решениям третейских судов, качество судопроизводства и повышение уровня доверия к ним. Одним из главных параметров востребованности этого общественного института стало увеличившееся за последние годы число обращений граждан в российские, а не международные третейские суды.

Коммерческих судов становится больше, а число обращений в них меньше, хотя польза очевидна: процедура проходит быстро и дешево, рассказал сопредседатель «Деловой России», председатель Попечительского совета БО АЮР Андрей Назаров. В России есть и другие институты защиты прав предпринимателей: это Центр общественных процедур, который помог решить за 5 лет своего существования более 1000 дел, оказал правовую поддержку десяткам тысяч предпринимателей, сказал он.

- Новый закон обеспечит окончательность решения третейского суда, без других инстанций, на основании процедуры будет выдаваться исполнительный лист, — резюмировал заместитель министра юстиции Российской Федерации Михаил Гальперин. – Также гарантируется конфиденциальность и возможность регулирования спора в зависимости от желания обеих сторон. Существенным доводом в пользу таких судов будет сокращение сроков с 3 месяцев до одного.

- В том, что Башкортостан стал площадкой для дискуссии о новом законе, не случайно, — подытожил Андрей Назаров. – Многие инициативы, идеи начинались именно здесь. После проведения международных саммитов ШОС и БРИКС Уфа показала, что способна принимать форумы любого уровня.

Теги:
Партнёры