Накануне очередного витка реформ аудиторской отрасли, 30 июня, на площадке «Деловой России» удалось собрать всех участников преобразований. Экспертными мнениями обменялись аудиторы, представители действующего и будущего регуляторов (Минфин и ЦБ), законодатели, а также бизнес-сообщество.
Круглый стол на тему: «Что нужно учесть при реформе аудиторской отрасли» был организован Комитетом «Деловой России» по финансовым услугам (Председатель Комитета – член Генерального совета «Деловой России», соучредитель и партнер SP Capital Галина Изотова) и подкомитетом «Деловой России» по аудиторской деятельности (руководитель подкомитета – член Генерального совета «Деловой России», Председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин).
В Правительстве Российской Федерации было принято решение передать функции регулирования, надзора и контроля за деятельностью аудиторов от Минфина Банку России. На данный момент Центральный Банк еще не вынес на рассмотрение законодателей соответствующий законопроект в окончательной редакции и принимает предложения экспертного сообщества. В этой связи круглый стол, прошедший в «Деловой России», стал возможностью «сверить часы» перед тем, как в осеннюю сессию (как обещает ЦБ) в Госдуму поступит документ по реформе аудиторского рынка.
ЦЕЛЬ – ОЧИСТИТЬ РЫНОК
Перед стартом дискуссии Павел Гагарин обозначил ключевую задачу будущей реформы – зачистить рынок от недобросовестных участников.
«Конечно, это пугает, - отметил во вступительном слове сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. - Я сам проработал 14 лет в Администрации Президента и знаю, какое это страшное слово – реформа. Бизнес разрушается, а у чиновников зуд и раж – побыстрее отчитаться, жирную галочку поставить, а иногда – и звёздочку на погоны получить. Мы призываем регулятора раскрыть как можно больше информации, чтобы в процессе реформы взаимно обучиться и ему, и аудиторам».
«В России 26 тысяч аттестованных аудиторов и около 5 тысяч аудиторских компаний. В среднем, получается по 5 человек в компании, - продолжил Павел Гагарин. - Очевидно, что множество компаний аудиторскими не являются по сути – это незаконные фирмы-однодневки, которые дискредитируют профессию, занимаются ценовым демпингом и разрушают рынок. Другие вынуждены выбирать – либо снижать цены в ущерб качеству, либо держать цены и рисковать не выдержать конкуренцию. Мы видим, насколько эффективно Банк России может наводить порядок в других финансовых секторах. Но предложения ЦБ нуждаются в корректировке и доработке. Размер газонокосилки не должен быть размером с поляну».
КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Конкретные предложения озвучила руководитель Департамента аудита АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Ильинова.
«В критериях обязательного аудита целесообразно сохранить показатели превышения объема выручки и суммы активов бухгалтерского баланса, - считает Татьяна Ильинова. - В настоящее время под обязательный аудит попадают компании с объемом выручки свыше 400 млн. руб. в год и активами баланса свыше 60 млн. руб. в год. Также все компании в форме акционерного общества. ЦБ предлагает исключить эти пороги и критерии, но такой шаг выведет из-под обязательного аудита более 75% бизнеса. При этом именно через обязательный аудит бизнес получает возможность оценить и предотвратить налоговые риски, негативные правовые последствия сделок, непродуманные управленческие решения, неправомерные претензии контрольно-надзорных органов, отъем бизнеса. Отмена этих порогов и критериев приведет к монополизации рынка аудита, 80-90% добросовестных аудиторских компаний и высококвалифицированных аудиторов исчезнут».
Кроме того, профессиональное сообщество предлагает сохранить минимальную численность аудиторской организации (три аудитора) и оставить только международные стандарты аудита в качестве критериев для оценки отчётности (ЦБ подумывает о своих). Аудиторы хотят оставить за собой право контроля за работой коллег – через саморегулируемые организации (ЦБ планирует новую надзорную надстройку).
Председатель правления саморегулируемой организации «Российский союз аудиторов» Людмила Козлова дополнила список замечаний коллег: «Предложение ЦБ об обязательном страховании ответственности считаем избыточным, а также просим ЦБ оставить норму об обязательном аудите, иначе по множеству компаний возрастут риски для инвесторов и для государства». Есть опасения и насчёт того, как ЦБ будет определять долю рынка для каждой аудиторской фирмы.
СЛОВО ОТ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков прокомментировал наиболее существенные болевые точки: «По поводу обязательного и необязательного аудита. Владельцы малого и среднего бизнеса жалуются мне, что аудируют отчётность только для того, чтобы выполнить требования законодательства. А потом кладут документ на полку. Это пустые, никому не нужные затраты. Мы готовы рассмотреть разумные пороги по выручке – кому аудит обязателен, кому – нет».
Схожая позиция у депутата и в отношении общественных фондов (в предложениях ЦБ им разрешается не проводить аудит). Некоторые небольшие фонды не столь социально значимы, а потому, возможно, их стоит освободить от аудита, полагает Аксаков. СРО – как миссию по контролю первого уровня – он считает разумным оставить.
«Но одновременно нужно усилить и ответственность СРО. Никакой мягкотелости к своим членам, никаких поблажек!», – подчеркнул Анатолий Аксаков, добавив, что идея со страхованием ответственности ему нравится.
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлёв дополнил слова коллеги предложениями по установлению двухуровневой системы на аудиторском рынке по аналогии с универсальными и базовыми банковскими лицензиями: «Если аудиторская компания хочет работать с крупными заказчиками, то, возможно, стоит для неё ввести прямое лицензирование. Если же речь идёт о небольших предприятиях, то вместо лицензий возможно следует оставить только контроль со стороны СРО».
Ни в Госдуму, ни в Совет Федерации официальные предложения от ЦБ ещё не поступали и вряд ли поступят до конца весенней сессии парламента. Анатолий Аксаков заверил аудиторов, что осенью он будет встречаться с ними, обсуждать, искать компромисс. Аудиторы предложили создать для этого рабочую группу. Аксаков согласился, отметив, что это должен быть небольшой круг профессионалов.
ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВА НУЖНО ЗАФИКСИРОВАТЬ
Нетривиальный взгляд на реформу озвучил Алексей Руф, председатель совета по общественному надзору за развитием бухгалтерского учёта, бухгалтерской отчётности, организацией государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности в РФ. Он напомнил, что реформа индустрии не прекращается по меньшей мере три последних десятилетия, призвал раз и навсегда закрепить за государством функции контроля, иначе «оно заберёт у бизнеса в буквальном смысле всё».
«Помните указ президента от 2003 года? - обратился Алексей Руф к модератору круглого стола - Президент тогда понял, что все умные люди ушли в бизнес, а функция контроля у государства осталась. И тогда президент сказал, что вмешательство государства в бизнес нужно ограничить. Зафиксировать стакан полномочий. Раз они профессионалы, то пусть сами себя и регулируют – такой был посыл путинского указа. А в результате? А в результате про указ забыли, государство перетянуло одеяло на себя».
Аудитор настроен резко и категорично, и не ждёт, что с переходом под кураторство ЦБ его коллеги обретут счастье. «У государства нет заинтересованности в достоверной отчётности. Неужели она появится у ЦБ?» - засомневался Руф.
Президент рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков продолжил тему невмешательства государства в рынок: «Любая реформа у нас получается реформой регулирования, а хотелось бы сделать, наконец, реформу развития. Я бы наложил мораторий на любые изменения в регулировании года на три, а то и больше. Одновременно закручивать гайки и предлагать кусок хлеба не получится».
ВЕРСИЯ РЕГУЛЯТОРА
Далее слово взял представитель ЦБ и прокомментировал основные тезисы, озвученные в ходе круглого стола.
«Наша рабочая версия по поводу обязательного аудита на сегодняшний день следующая. Предприятие подлежит обязательному аудиту, если оно соответствует любому из трёх критериев. Либо объём выручки превышает 800 млн рублей. Либо сумма активов по балансу выше 400 млн рублей. Либо в компании трудятся более ста человек. Мы не хотим создавать спрос на профессию требованиями федерального закона. Аудиторское заключение должно нести в себе содержательную сущность и быть востребованным рынком», - считает Виктория Степаненко, заместитель руководителя департамента корпоративных отношений Банка России.
Что касается количества аудиторов в фирме, то регулятор рассматривает вариант, когда из 12 аттестованных аудиторов у трёх есть единый аттестат. «Но и этот момент обсуждается. - заверила Степаненко, дополнительно уточнив - Нет цели запретить аудиторам совмещать несколько работ одновременно. Но должно быть, как минимум, три специалиста в компании по основному месту работы».
В ЦБ хотят, чтобы аудиторские фирмы были достаточно крупными, поскольку хорошие специалисты не могут стоить дёшево, а технологические решения стоят немалых денег, которых у малого бизнеса нет. Как обеспечить высокие стандарты качества оценки? В ЦБ рассчитывают провести летом ряд встреч с аудиторами в регионах, чтобы к осени законопроект был готов к отправке в Госдуму.
И ВЕРСИЯ БИЗНЕСА
На своих мероприятиях «Деловая Россия» традиционно освещает проблему с точки зрения предпринимателей. Прошедший круглый стол не стал исключением и мнение бизнеса также было представлено в рамках дискуссии. Что представляется особенно важным в контексте того, что реформа аудиторской отрасли в том числе направлена на создание благоприятных условий для бизнеса. Заместитель генерального директора по экономике и финансам компании «Фармфорвард» Илья Попов считает, что отмена обязательного аудита выльется в ухудшение деловой среды: «Более того, если нормы, о которых мы услышали, попадут в закон, это взвинтит наши издержки. Нам ничего не останется, кроме как набирать в свой штат сертифицированных аудиторов. А ещё мы опасаемся, что снижение конкуренции неизбежно приведёт к удорожанию услуг».
Попов поделился с собравшимися статистикой, согласно которой из-за сомнительной отчётности и аудита только российские фармацевтические компании потеряли в прошлом году $1,2 млрд – именно в такую сумму оцениваются недополученные контракты.
«Мы ждём от вас повышения качества услуг, - обратился Илья Попов к аудиторам. - Потому что сейчас это рынок клиента – за деньги можно купить любое заключение. И это относится не только к мелким аудиторским компаниям. В «большой четвёрке» ситуация та же. Если вы не энергетик и не нефтяник, то вам светит, в лучшем случае, шаблонное заключение. К вам пришлют «пионеров» со степенью MBA, но реальной помощи в ведении бизнеса вы от них не получите».
Управляющий партнёр Management Development Group Дмитрий Потапенко пошёл ещё дальше, не стесняясь в выражениях и называя вещи своими именами: «Ребята-аудиторы, вы забываете, для чего вы нам нужны. А вы нам нужны для двух целей: либо получить деньги, либо не потерять их. Затевая реформу, нужно целиться не в аудиторскую отрасль, должна возникнуть причинно-следственная связь – благодаря аудиторам бизнес не теряет деньги. Нужна возможность использовать аудит в качестве инструмента судебной защиты. Если хотите обязать всех проводить аудит, то, хорошо, мы будем покупать его. У своей аудиторской компании. Мы же все взрослые люди, у каждого из нас в кармане печатей, как у дурня фантиков. Но не нужно рынок наводнять пустыми печатями. Так что цельтесь выше, почистите рынок от себя любимых. Если вы не сделаете этого сами, то государство сделает это за вас».
Подводя итоги, член Генерального совета, Председатель Комитета по финансовым услугам «Деловой России» Галина Изотова предложила всем заинтересованным участникам круглого стола направить свои поправки и комментарии к разрабатываемому законопроекту в Комитет и пообещала, что все предложения и замечания, как озвученные в ходе дискуссии, так и полученные дополнительно, будут аккумулированы и переданы в Центральный Банк, Министерство финансов Российской Федерации, а также в Госдуму и Совет Федерации.