Сопредседатель «Деловой России», бизнес-омбудсмен Борис Титов:
- Думский комитет по бюджету и налогам внес поправки в Налоговый кодекс. Предлагается установить муниципальные сборы для малого и среднего бизнеса. Если инициатива будет поддержана, то, начиная с 2015 года, под них подпадут владельцы прачечных, автомастерских, парикмахерских. Обдерут даже платные туалеты. Всего облагать налогами будут 22 вида услуг. Бизнес-сообщество против этих поправок. Новые сборы заставят многих предпринимателей свернуть свое дело.
Поправки в Налоговый кодекс, устанавливающие новые сборы с малого бизнеса, вызывают крайнее отторжение у всего бизнес-сообщества.
Речь идет о значительных, даже огромных деньгах для малого бизнеса. К примеру, сбор в 1,5 млн рублей в год с ресторана на 40 мест - неподъемная сумма. Если для бизнеса Москвы и Санкт-Петербурга это станет серьезной проблемой, то для бизнеса в других регионах - автоматическим банкротством.
Для предпринимателей такие сборы по таким ставкам хуже, чем введение налога с продаж. Причем существенно хуже.
Помимо всего прочего эти сборы по факту - двойное налогообложение. Предприниматели, на которых они будут распространяться, уже платят налоги, и нагрузка уже сейчас кажется им предельной.
Плачевное состояние малого бизнеса мы отмечали еще в моем ежегодном докладе президенту, который был представлен Путину в этом мае. Мы предложили конкретные шаги по исправлению ситуации, часть их начала реализовываться - патенты для самозанятых, налоговые каникулы, в проработке находятся и другие шаги. Но инициатива с муниципальными сборами вновь уводит ситуацию в негатив.
Желание содрать с малого бизнеса дополнительную "копейку" удивляет. Это повторение ошибки, которая допускалась уже не раз. Мы уже потеряли сотни тысяч индивидуальных предпринимателей, когда подняли социальные страховые платежи для ИП. Теперь рискуем потерять изрядную долю МСП.
При этом прогнозируемые суммы дополнительных доходов бюджетов ничтожны. Максимальный прогноз - 70 млрд рублей в год для всей России. Для сравнения: налоговые поступления от "Газпрома" - 1 трлн 800 млрд рублей в год. Да и траты у нашего государства - цифры совсем другого порядка. Например, бюджет Москвы в 2014 году - 1 трлн 400 млрд рублей. Стоят ли эти 50-70 млрд изведения малого бизнеса под корень? Определенно нет.
Мы неоднократно говорили, что малый бизнес в России - социальная функция. Не фискальная. За эти ничтожные доходы мы расплатимся резким ростом теневой экономики, а вместе с ней коррупцией, мздоимством и криминалом. Часть фирм, особенно в регионах, закроется и лишит этим население простейших повседневных бытовых услуг. Напомню, что сборы грозят ввести для всех первоочередных услуг населению: от прачечных до автомастерских.
Не забыли даже платные туалеты.
Обещания не увязывать использование регионами дополнительных сборов с дотациями из федерального бюджета - благое пожелание, которое, думаю, не пройдет проверки реальностью. На деле на регионы снова будут давить, чтобы те использовали новые возможности наполнения муниципальных бюджетов по максимуму. На одного губернатора, который решит сберечь свой малый бизнес, будет по пять губернаторов, которые предпочтут ввести максимальные ставки, не вникая в последствия.
Особое возмущение вызывает попытка негласного принятия этого закона. Без консультаций с бизнес-сообществом, без какого-либо общественного обсуждения. Мы будем прилагать все усилия, использовать все наши возможности, чтобы не допустить принятия этих поправок в Налоговый кодекс.
Справка «МК»
В условиях кризиса депутаты ищут дополнительные средства в бюджет. Думский Комитет по бюджету и налогам предлагает установить базовые ставки муниципальных сборов для малого и среднего бизнеса. За каждый квадратный метр торгового зала или кафе площадью свыше 50 кв. метров придется выложить 6 тыс. рублей в квартал. Услуги по грузовым и пассажирским перевозкам, авторемонту, химчистке, парикмахерским, ювелирным, фотоуслугам и так далее предлагается облагать сборами от 60 тыс. до 300 тыс. рублей.