27 сентября на площадке «Деловой России» прошло заседание подгруппы по образованию экспертной группы по направлению «Развитие человеческого капитала» механизма «Трансформация делового климата». Участниками заседания стали представители бизнеса, частных образовательных организаций и эксперты профессионального сообщества. Заседание провел руководитель профильной экспертной группы, член генсовета «Деловой России» Александр Рудик.
В ходе заседания предстояло определить основные направления деятельности подгруппы по образованию, а также обозначить приоритеты, риски и барьеры, с которые экспертам необходимо будет работать. «Мы с коллегами посовещались и решили сделать упор на людей, которые, с одной стороны, профессионально занимаются этими вопросами, а с другой стороны могут четко сформулировать те запросы, которые есть у бизнеса по отношению к развитию этого направления в стране», – отметил Александр Рудик в начале заседания.
Участники активно обсуждали и дополняли представленный на рассмотрение в экспертную группу перечень инициатив, которые сейчас существуют для частного образования в настоящий момент. В числе самых острых проблем было отмечено отсутствие мероприятий по ключевым механизмам возврата средств в инвестиционных проектах, отработке финансовых механизмов, в том числе для частных школ, и по выравниванию условий и прав для всех источников образовательных услуг. Кроме того, нет регламентирующей документации по лицензированию и аккредитации цифровых школ
и цифровых ресурсов.
«Без привлечения инвестиций мы ситуацию с основными фондами не вытянем, - отметил в ходе встречи Александр Адамский, научный руководитель АНО ДПО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», который взял на себя проработку вопросов по совершенствованию механизмов финансирования. – Это значит, что нужно срочной создавать условия для подъема инвестиций, оформлять гарантии на государственном уровне, оператора с такого рода компетенциями, долгосрочные гарантии в виде бюджетного финансирования, сетевые форматы для увеличения возвратных средств и так далее».
«Были предложены мероприятия, которые направлены на увеличение доли негосударственного сектора в сфере образования, в том числе в таких инфраструктурных мероприятиях, как снижение налоговой нагрузки на частного партнера в проектах ГЧП или предоставление субсидий на кредиты для частного партнера. И тут надо эти мероприятия отстаивать. Мы готовы их обосновывать, они перекликаются с другими заявленными мероприятиями. Все говорит о том, что проблема системная и сейчас ее нужно решать в первую очередь», - подчеркнула проблему Екатерина Назарова, руководитель проекта Центра инициатив Направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (АСИ).
«Наша позиция простая – мы хотим равной конкуренции с государственными организациями, чтобы мы могли спокойно развиваться. Мы готовы с точки зрения СПО прорабатывать эту проблему, - так выразил свое желания участвовать в деятельности подгруппы со стороны СПО Михаил Сумбатян, директор Международной академии информационных технологий «IT HUB». Председатель встречи положительно ответил такое рвение к работе.
Все меры по устранению барьеров для частного образования, как неоднократно замечалось в ходе заседания, требуют тщательной проработки перед направлением в Минэкономразвития России и Правительство РФ.
«В ходе работы с людьми, которые заинтересованы в том, чтобы образование было качественным, есть много вопросов к тому, что написано в СанПинах, СНиПах», - поделилась опытом Анна Шапиро, главный архитектор ООО «Мартела». Эксперт отметила, что по части СанПинов и ГОСТов в строительстве тоже есть ряд несовершенных требований. В ходе заседания было принято решение о создании отдельной группы, которая будет отдельно прорабатывать эти вопросы для дальнейшего внесения предложений для передачи на федеральный уровень.
На заседании также было принято решение запустить направление «корпоративное обучение» в рамках подгруппы с привлечением заинтересованных представителей крупных компаний для рассмотрения фокусов внимания организаций по осуществлению корпоративного обучения.
В свою очередь, рассмотрели и ключевые показатели эффективности подгруппы, в которых Александр Рудик предложил учитывать долю частных инвестиций в образовании. В завершение заседания Александр Рудик обозначил сроки, к которым экспертам необходимо будет подготовить свои предложения по вопросам частного сектора в образовании.
В октябре этого года пройдет серия обсуждений мероприятий по развитию человеческого капитала с бизнесом, профессиональным сообществом и представителями ФОИВ. План мероприятий от экспертной группы будет направлен в Минэкономразвития России до 31 октября.