Тахир Давлетшин, член татарстанской «Деловой России»
В министерстве финансов России предложили составить отдельный перечень "налоговых расходов" госбюджета*, а главное, провести их оценку на предмет эффективности. В случае выявления таких "расходов", некоторые льготы могут быть скорректированы или отменены вовсе.
Налоговые льготы и освобождения являются неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации, а их предоставление часто направлено на решение определённых задач государственной политики – например, на поддержку социально незащищенных слоев населения, стимулирование отдельных видов экономической активности, опережающее развитие определенных территорий. Таким образом, налоговые и неналоговые расходы служат альтернативой прямым бюджетным расходам.
Часть налоговых льгот были введены с целью компенсации недостатков и недоработок налоговой системы.
Атака на налоговые льготы началась в 2010 году, когда вследствие падения цен на энергоресурсы бюджет страны стал терять значительные суммы. По оценке Минфина налоговые льготы ведут к выпадению доходов бюджета, эквивалентных 2,5–2,8% ВВП (около 2,5 трлн руб в 2017 году). Казалось бы, отменой налоговых льгот можно значительно сократить, возможно и решить проблему бюджетного дефицита. Эксперты сходятся на том, что значительную часть бюджетных льгот можно сократить или усовершенствовать, однако, это требует взвешенного подхода. Возможно, отмена некоторых льгот потребует введение других, более соответствующих существующим реалиям в экономике.
Очевидно, отдельные льготы неэффективны, не выполняют функции и не достигают целей, ради которых были введены, тем не менее, вопрос требует взвешенного подхода.
В то же время, на фоне увеличения ставки НДС, перспективы повышения пенсионного возраста, планов директивного изъятия сверхприбылей корпораций, даже обсуждение отмены отдельных налоговых льгот воспринимается бизнесом и гражданами как очередное покушение на их доходы.
Так же важно понять, приведет ли отмена той или иной льготы к увеличению сбора налога, и какой будет эффект на макроуровне: как они отразятся на экономических показателях, в частности, на благосостоянии населения.
Согласно Приложению 1 «Налоговые и неналоговые расходы» «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 г» льготы распределяются налогам следующим образом (2017 год): налог добавленную стоимость - 1304 млрд руб, на прибыль – 217 млрд руб, налоги сборы на рентные доходы (в основном, налог на добычу полезных ископаемых) – 595 млрд руб, имущественные налоги – 364 млрд руб, страховые взносы в социальные фонды – 104 млрд руб. Согласно этим данным, половина налоговых расходов приходится на НДС, почти четверть – на налоги сборы на рентные доходы, поэтому, особый интерес фискалов обращены на них.
В то же время, когда говорят о выпадающих доходах из-за налоговых льгот в нефтегазовой отрасли, по мнению экспертов, многие новые месторождения не разрабатывались бы и закрывались бы многие старые, в результате, без льгот не было бы и доходов.
Что касается НДС, проблема чересчур запущена, чтобы принимать поспешные решения. Возможно, чиновники Минфина хотят решить вопрос со льготной ставкой 10 %, тем самым забрать в доход бюджета еще 500 млрд. руб, что значительно ухудшит положение беднейших слоев населения. Рост цен на 10 % на основную статью расходов малоимущих– на питание усугубит ситуацию с бедностью в стране, никакие компенсационные меры не справятся с задачей снижения уровня бедности.
Кроме того, льготная ставка НДС на отдельные виды товаров предоставляет их производителям (например, сельскохозяйственным товаропроизводителям) значительные удобства в налоговых платежах: налог входящий (уплаченный при приобретении ресурсов) покрывает НДС исходящий, нет проблем с бюджетом – как правило, бюджет остается в долгах незначительные суммы (хотя трудно заполучить этот долг).
Есть проблема, решение которой не терпит отлагательства – широкое распространение специальных налоговых режимов, освобождение от НДС на Спецрежимах. По оценке Минфина освобождения от НДС и ввозных пошлин приводят к потере 720 млрд руб.
Введение специальных налоговых режимов в налоговую систему России и их широкое распространение привели к тому, что в стране параллельно функционируют две налоговые системы: с НДС и без, со значительной разницей в уровне налогообложения. Для МСБ производственной сферы освобождение от НДС на специальных налоговых режимах оборачивается на практике налогом с оборота на операции между налогоплательщиками на ОСНО и на Спецрежимах, со ставкой, равной ставке НДС, что создает барьер в развитии микро - бизнеса производственной сферы, является причиной обращения предпринимателей к незаконным схемам обналичивания денежных средств. Так, в последние годы стоимость услуги «обналичивания с НДС гарантией» достигла 13-14 %, и поднимется на 1- 1,5 % с 1 января 2019 года, когда ставка НДС поднимется до 20 %. Таким образом, чиновники Минфина и финансовые мошенники действуют заодно, забирая значительную часть прибыли МСБ, если не всю. П.5 ст. 173 НК РФ, который является главным недоразумением Главы 21 НК РФ, необходимо отменить немедленно, со снижением предельного значения дохода для спецрежимов по крайней мере на порядок, как и во всех странах.
Ограничение предельных сумм доходов на спецрежимах, введение по-настоящему льготного режима налогообложения для микропредприятий производственной сферы необходимо провести параллельно с повышением ставки НДС с 18 до 20 % с 1 января 2019 года, для этого есть все предпосылки, но не реализуются. По итогам Петербургского международного экономического форума-2015 (ПМЭФ-2015), проходившего 18–20 июня 2015 года, Президент В. Путин поручил проработать вопрос и представить предложения о внесении в законодательство изменений, направленных на встраивание налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в цепочку плательщиков налога на добавленную стоимость в целях обеспечения их беспрепятственного участия в хозяйственных отношениях с налогоплательщиками, признаваемыми плательщиками налога на добавленную стоимость. Срок – 1 сентября 2015 года, однако, в этом направлении ничего не сделано. Также, в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» ставится задача признания плательщиков ЕСХН плательщиками НДС в целях пресечения злоупотреблений и беспрепятственного их встраивания в хозяйственные отношения с плательщиками НДС. А воз и ныне там – декларации не сопровождаются реальными делами.
В то же время, напрашиваются другие льготы, способствующие экономическому развитию и росту благосостояния народа: инвестиционная льгота по налогу на прибыль и установление нулевой ставки НДФЛ на налоги ниже прожиточного минимума. Возможно, эти нововведения будут сопровождаться увеличением стандартной ставки налога на прибыль и введением прогрессивной шкалы НДФЛ.
Автоматизированная система контроля за уплатой налога на добавленную стоимость АСК НДС-2 и применение нового поколения контрольно-кассовой техники (онлайн-кассы) способны навести порядок в налоговом администрировании как крупного, так и малого бизнеса, что подтверждается ростом налоговых поступлений. ФНС в 2017 году обеспечила поступления налогов в консолидированный бюджет в объеме 17,3 трлн руб., что на 20% больше, чем в 2016-м году. Высокими темпами растут они и в 2018 году. Поэтому, нет никакого резона в проведении масштабной кампании по отмене налоговых льгот, тем более, все льготы при введении детально обосновывались. Если даже экономический эффект от отдельных льгот для государства в целом может быть незначительным, для получателей льготы могут быть значительными.
Программа мобилизации средств в бюджет, частью которой являются повышение ставки НДС, планы повышения пенсионного возраста, отмены налоговых льгот и пр. зародилась несколько лет назад в период низких цен на энергоресурсы и значительного дефицита бюджета. Но в сегодняшней ситуации при профицитном бюджете и растущих налоговых поступлениях эти планы являются неуместными, что еще раз доказывает неэффективность и негибкость ручного управления.
Единственная альтернатива – создание совершенной и гибкой налоговой системы, отвечающей быстроменяющейся экономической ситуации в стране и в мире.
⃰ Согласно определению МВФ налоговые и неналоговые расходы – это льготы или освобождения относительно «базовой» структуры налогов, которые ведут к снижению величины собираемых государством доходов, и, поскольку цели государственной политики могли бы быть достигнуты альтернативным способом через предоставление субсидий или осуществление иных прямых расходов, льготы рассматриваются как эквивалент бюджетных расходов.