Депутаты Госдумы в июле приняли законопроект о телемедицине, который вступит в силу с января 2018 года. Закон предусматривает создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, определяются ее оператор, состав обрабатываемых в ней сведений, правовые основы ее функционирования и информационного взаимодействия поставщиков и пользователей услуг.
Россияне хотят знать, что им ожидать от телемедицины, каковы перспективы ее развития. Мы побеседовали с председателем комитета «Деловой России» по медицинским услугам, руководителем Ассоциации управленцев в здравоохранении Муслимом Муслимовым и задали ему типичные вопросы по телемедицине, волнующие россиян.
Что понимают под термином телемедицина?
— Телемедицина – направление медицины, основанное на применении современных коммуникационных и цифровых технологий для оказания удаленной медицинской помощи и проведения консультаций.
Человек по своей природе ленив и больше привык обращаться к врачу не в целях профилактики, а когда уже совсем невмоготу. Врачи тоже привыкли к тому, что к ним приходит больной, а не здоровый человек. Хотя компенсировать какие-то небольшие отклонения в организме человека гораздо проще, эффективнее и дешевле, чем потом лечить запущенные, хронические заболевания. Но эти отклонения нужно вовремя ловить, и, когда медицинские приложения в гаджетах, цифровые импланты и телемедицина войдет в наш обиход, постоянный мониторинг и анализ состояния здорового человека приобретет особое значение.
Не рановато в России говорить о виртуальных услугах?
— Телемедицина – это неизбежный путь развития здравоохранения в части первичных обращений, ведения пациентов с хроническими заболеваниями, проведения скрининговых и диспансерных мероприятий, а также обучения персонала и обмена опытом. Сегодня телемедицина стала неотъемлемой частью работы медучреждений различного типа, а также применяется для консультирования пациентов на дому. Для этого разработаны приложения, позволяющие передавать первичные данные прямо с приборов в центры компетенций для их интерпретаций на длинные расстояния, общаться специалистам в режиме двусторонней видеосвязи, решая проблемы пациентов. Благодаря телемедицине ранняя диагностика и лечение многих заболеваний вышли на принципиально иной уровень. Перспективы у этого направления врачебной деятельности огромные, особенно в нашей стране, где далеко не везде и всегда можно получить квалифицированную медицинскую помощь.
Отметим, что в периметре профессиональных консультаций «врач – врач» телемедицина давно и хорошо зарекомендовала себя в России. Создано несколько тысяч телемедицинских центров, в которых проводятся сотни, а то и тысячи телеконсультаций в год. В нашей стране уже действует множество онлайн-сервисов, где можно получить дистанционную врачебную консультацию у лучших специалистов, включая зарубежных, однако пока эта деятельность не легализована, врачи не имеют права ставить диагноз, определять тактику обследования и лечения, выписывать рецепт без очного объективного осмотра пациента.
Что даст пациенту принятие закона о телемедицине?
— С принятием закона все изменится. Для клиник виртуальные услуги позволят существенно сэкономить время врача на очный прием, вызывая пациента, только когда это необходимо. Для пациентов с хроническими заболеваниями это особенно важно, ведь благодаря современным технологиям они смогут передавать онлайн показания датчиков и других медицинских приборов, подключенных к телемедицинской системе, напрямую лечащему врачу. Первичную диагностику тоже можно осуществлять дистанционно. Электронные рецепт и листок нетрудоспособности внедряются уже в этом году.
В конечном счете, внедрение телемедицинских технологий повысит качество жизни пациентов, позволит сократить продолжительность лечения и повысит эффективность лечебного процесса. Принятие телемедицины на законодательном уровне поможет населению в решении таких сложных вопросов, как постановка диагноза, принятие решения о госпитализации, процедура оформления документов.
Правильно организованный телемониторинг повысит качество лечения, скорость принятия решения врачами, снизит количество очных посещений, временных затрат пациентов. При наличии регулярно обновляемых показателей здоровья (начиная от простейших давления и ЧСС), особенно получаемых с помощью современных гаджетов, автоматом передающих данные измерения на смартфон и на сервер медицинской организации, в личный кабинет лечащему врачу, можно говорить о полноценной превентивной медицине, когда вероятность возникновения криза определяется у больного на ранней стадии благодаря постоянному дистанционному наблюдению в комфортной для него обстановке.
Есть ли риск получить некачественную услугу?
В случае первичной телеконсультации и особенно в начале развития этого рынка, риски получить низкокачественную услугу, конечно, есть. Он-лайн консультации более вероятны после первичного приема, при том, что доктор знаком с пациентом и ведет хронических больных.
Отсутствие очного первичного осмотра, безусловно, повышает требования к обучению и стандартизации качества, т.к. невозможность полноценного визуального осмотра, пальпации и т.п. требует компенсации в виде более внимательного сбора анамнеза, осторожности в диагнозах и т.п. Если таковой уже был, то специалист имеет право удаленно корректировать ранее назначенное им лечение.
Из закона следует, что удаленная консультация дополняет традиционные очные визиты к врачу. Первичный осмотр может быть проведён удаленно в целях сбора сведений об истории начала и развития болезни, оценки эффективности текущего лечения, наблюдения за состоянием здоровья или для определения профилактических мер. После этого врач принимает решение о необходимости проведения очного приема.
Но уже сегодня система мониторинга назначений, аудит заключений врачей, онлайн обучение позволяет улучшить качество медпомощи и сделать ее более доступной. Пациент должен получить, пусть не полную, но реальную помощь. Пусть это консультация без диагноза, однако план профилактики безрецептурными средствами, мнение квалифицированного специалиста, поиск нужного врача и список дальнейших действий — это тоже помощь.
Как, через какие сайты мы должны будем искать грамотных врачей?
— Через сайты провайдеров. Подобные порталы уже успешно работают и расширяют спектр своих услуг. К их числу относится Педиатр 24/7, Онлайдоктор, ОК’Доктор, проект Яндекс.Здоровье, Webclinic.ru. Оказанием консультаций по интернету занимается сегодня сетевая клиника DEDCu, сервис для записи к врачам DосDос, Доктор на работе и многие другие.
Сегодня запрещено торговать лекарствами через интернет. Что будет далее с получением необходимых лекарственных препаратов?
— В Институте развития Интернета говорят об исследовании, которое показало, что дистанционная торговля может снизить цены на все лекарства минимум на 30%.
Онлайн-продажа лекарств очень удобна, но, как отмечают эксперты, из-за высокого уровня фальсификации, заказывая лекарства через Интернет, забирать их первое время придется все равно в аптеке.
Доставка – очень важная функция для родителей маленьких детей, инвалидов, стационарных больных. Некоторые российские решения уже можно применять при покупке препаратов. Например, сейчас можно использовать раздел «Лекарства» в ONDOC. Курс лечения, который автоматически пришел пациенту после посещения кабинета врача (если речь идет о безрецептурных препаратах), можно показать провизору в аптеке со смартфона, прочитать самому или вбить при формировании онлайн-заказа на специальных сервисах дистрибьюторов. Это защищает пациента от ошибки при неправильном прочтении.
А как будет осуществляться выписка электронных рецептов?
— Дальнейшее расширение применения телемедицинского консультирования коснется и выписки рецептов, т.к. переход на электронные рецепты – следующий логический шаг. Новое законодательство предусматривает, что рецепты, создаваемые в форме электронного документ, в будут направляться непосредственно в аптеки.
Предположительно, рецепт должен выписывать лечащий врач, знающий пациента. Однако это требует принятия целого ряда мер, включая верификацию электронной подписи врача, вплоть до контакта с конкретной аптекой, куда будет обращаться пациент, верификацию личности пациента, ограничения по тому, кто имеет право дистанционно выписывать рецепт и другое. Аптечным сетям придется инвестировать в программное и аппаратное обеспечение, необходимое для работы с электронными рецептами, кроме того, ужесточится контроль за выдачей отпускаемых препаратов.
Информационные технологии реально придут в отдаленные регионы страны?
— Телемедицина в сочетании с развитием «Интернета вещей» (в данном случае устройств, предназначенных для удаленного мониторинга состояния здоровья) повысит доступность как первичной медицинской помощи, так и специализированной медицинской помощи. Необязательно ехать к профессору в областной центр или столицу, затрачивая на это время и деньги, можно проконсультироваться с ним по видеосвязи, предварительно направив пакет медицинских документов.
Сократит ли внедрение телемедицинских технологий общее время диагностики?
— Телемониторинг пациентов может стать стратегическим решением многих медицинских проблем в России, связанных с ранней диагностикой, скринингом населения, оказанием помощи больным в остром периоде заболевания.
Уже сегодня, работая в единых информационных сервисах, врачи имеют возможность за счет онлайн-консультаций в режиме «врач-врач», оперативной обработки снимков и информации, сократить в несколько раз время описания исследований и передачи врачу-клиницисту.
Закон стимулирует и рынок средств дистанционного мониторинга показателей здоровья. Наблюдение за состоянием пациента с помощью мобильных устройств законно и остается одним из наиболее перспективных направлений бизнеса.
Как дорого будет стоить удаленная консультация?
— Ценообразование удаленных консультаций будет устанавливаться исходя из квалификации доктора, его специальности, сложности заболевания и времени на консультацию, региона страны, и, наконец, возможности пациента. Ожидаемая средняя цена за консультацию – около 500 рублей.
Можно ли будет доверять незнакомым врачам и как понять, какие консультации с врачом будут законными?
— Законной считается консультация, которая предоставляется проверенными сервисами и клиниками, где: сервис обеспечивает конфиденциальность информации о пациенте и его заболеваниях; у клиники есть лицензия на медицинскую деятельность; доктор работает, либо с ним заключен трудовой договор; личность врача подтверждена электронной подписью; медицинские карты, электронные рецепты, описания и рекомендации врача заверены его электронной подписью; пациент получает доступ к своим документам после консультации.
Все это послужит гарантом законности предоставления качественных услуг пациенту.
Относительно доверия к незнакомому доктору – тут специальных рекомендаций быть не может. Читайте информацию о докторе и его профессиональном опыте в интернете, отзывы пациентов на сайтах, пользуйтесь советами друзей. Т.к. именно в медицине действует принцип «сарафанного радио».
Помогут ли новые технологии снизить процент самолечений?
— Внедрение телемедицинского консультирования и дистанционной выписки рецептов (включая конкретное назначение доз, сроков терапии и т.п.) должно снизить количество случаев безответственного самолечения, ведущего к осложнениям вследствие непрофессионального подхода к терапии.