Член координационного совета «Деловой России» Михаил Левчук:
В мартовском послании Федеральному собранию президент РФ поставил задачу: за шесть лет довести объем несырьевого экспорта до 250 млрд долл. — то есть практически удвоить его. Цель очень амбициозная: даже если российская продукция выигрывает по цене и качеству, никто не ждет ее на своих рынках. В арсенале зарубежных стран с развитой экономикой действует множество протекционистских методов защиты своих рынков от «непрошеных гостей». Это и различные нетарифные меры, и нормы технического регулирования, и требования к организации производства. Большинство подобных препятствий носит политический характер, но есть и такие барьеры, снять которые можно и нужно уже сейчас. Продвижение российских товаров на мировые рынки — настолько огромная, многоуровневая задача, включающая, например, маркетинг, участие в выставках, улучшение имиджа страны в целом, что решать ее надо комплексно. При этом результат появится гораздо быстрее, если прицельно бить в конкретную точку.
Одна из самых больших преград при выводе российской, в особенности высокотехнологичной, продукции на зарубежные рынки — требования к ее обязательной сертификации. Здесь все очевидно: государства защищают свои внутренние рынки. Современная система сертификации — многоуровневая, она базируется на жестких и постоянно изменяющихся требованиях центров сертификации и строгом наказании тех, кто нарушает установленные на рынке правила. Центры сертификации продукции с высокой степенью передела — это, как правило, частные компании, которые нередко принадлежат страховым корпорациям и ведут в целом независимую от государства политику, дорожа своей репутацией. И поэтому данную проблему решить проще, чем многие другие: здесь работают исключительно экономические законы и правила. Эффект же от ее решения будет колоссальным.
Главные сложности сертификации — ее дороговизна и продолжительность. И коль скоро государство недавно стало софинансировать сертификационные затраты отечественных компаний, то нельзя упускать и фактор времени. Чем более конкурентна среда, тем важнее этот параметр.
К сожалению, пока в Российской Федерации нет ни одного сертифицирующего органа, протоколы испытаний которого, не говоря уж о сертификатах, признавались бы за рубежом. Поэтому даже при наличии финансов экспортер вынужден повторять однотипную многомесячную процедуру тестовых испытаний столько раз, на сколько рынков он планирует выйти. Длительность испытаний каждого продукта — от полугода до года. Причем в портфеле успешного экспортера таких продуктов должно быть несколько десятков.
Учитывая специфику несырьевых рынков, России крайне необходим центр сертификации для несырьевых экспортеров. Его можно было бы создать, например, при Российском экспортном центре. В обязанности работников такого центра входило бы не только проведение испытаний в соответствии с мировыми стандартами, но и заключение прямых соглашений с ведущими мировыми центрами о взаимном признании результатов испытаний и выданных сертификатов.
Настало время бить точно в цель.
Российская газета