Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Лица » Генеральный совет » Точки зрения » Тяжелое решение не обязательно должно быть таким

Тяжелое решение не обязательно должно быть таким 29 сентября 2015

Игорь Шувалов предложил перевести систему госзакупок под единый контроль

Госзакупки могут полностью перевести на электронные площадки. Это предложение будет обсуждаться сегодня на совещании у Дмитрия Медведева. Идея принадлежит вице-премьеру Игорю Шувалову. По его мнению, все торги нужно сосредоточить в пяти местах - Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Агентстве по госзаказу Республики Татарстан, Единой электронной площадке и площадке ММВБ. Эта мера, по мнению инициатора, позволит существенно сократить расходы. Гендиректор торгового портала "Фабрикант", омбудсмен по закупкам, член генсовета "Деловой России" Сергей Габестро ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Максима Митченкова.

- Поясните, пожалуйста, более подробно, с чем связано такое предложение господина Шувалова?

- Это тяжелое решение, которое сейчас формируется, видимо, потому, что по-разному себя ведут крупнейшие государственные корпорации. Есть корпорации, которые пытаются развивать в самом деле конкуренцию, но их меньшинство. Большинство корпораций на самом деле злоупотребляют доверием государства, которое на протяжении длительного времени говорит: "Пожалуйста, квотирование, давайте сделаем так, чтобы малый бизнес в размере 20%, 18% имел доступ к вашим ресурсам, давайте сделаем какие-то другие направленные на рынок вещи".

При этом мы видим: на самом деле 90% (смотря как считать) государственные корпорации размещают у единого источника, а менеджмент этих корпораций вообще очень спокойно относится к тому, что говорят в правительстве, что говорят в ведомствах, в общем, у них другие задачи. И это, конечно, грустная история, но мне кажется, что это тяжелое решение, которое сейчас обсуждается, не обязательно должно быть таким. Я понимаю, почему правительство идет по этому пути закручивания гаек, усиления контроля, говорит: "Вот пять площадок, тут мы сможем что-то контролировать".

Здесь есть, конечно, вопросы, но мне кажется, есть технологические пути. Технологический путь, к примеру, - это ввести такую инновационную вещь, как реализовано на площадке "Фабрикант" - шифрование заявок участников, когда площадка сама по себе становится по сути рельсами, по которым уже ездят заявки, и сами площадки не в состоянии видеть, что было подано и как было подано. Утвердить это в виде стандарта и дальше реализовывать. Но посмотрим. Во всяком случае я думаю, что у премьер-министра будут звучать разные точки зрения, но при всём этом это решение, которое поддерживает в том числе Экспертный совет, - жесткая регламентация закупок субъектов госкомпаний, перевод все в электронный вид, что правильно. Перевод на пять площадок, конечно, есть вопросы, есть, над чем поработать, потому что, как мне кажется, рынок в том числе не в этих пяти площадках рождал инновации.

- Вы уже упомянули, что контроль будет ужесточен, как вы говорите, эти распилы, откаты - это все уходит в прошлое, получается, с введением подобной электронной системы?

- Нет, мне кажется, что с этим еще надо будет работать и бороться. Это не уйдет сразу в прошлое. Почему это решение сейчас формируется, потому что многие государственные заказчики пошли по пути создания своих площадочек не для того, чтобы реально развивать конкуренцию, а для того, чтобы имитировать эту самую конкуренцию, такая построенная потемкинская деревня. В этом смысле я, опять же, понимаю Игоря Ивановича Шувалова, Михаила Анатольевича Абызова и Игоря Юрьевича Артемьева, которые говорят: "Нет, ну сколько можно, этих площадок целая гора, и они все имитируют, просто показывают, что якобы конкуренция есть, а как они распределяли этот корпоративный заказ между своими поставщиками, так и продолжают распределять".

- Возможен ли сейчас полный переход на электронные площадки? Вообще насколько это сложный процесс?

- Это вообще несложно. Многие государственные корпорации уже полностью перешли и нормально себя чувствуют. Более того, они-то как раз и есть позитивная практика. Жалко, что только правительство не ориентируется на них, а сейчас ориентируются, скорее, на негативную практику и пытаются эти гайки все закрутить, но, тем не менее.

- Также вы говорили, что это очень тяжелое, очень сложное решение, но в то же самое время, по данным источника газеты "Коммерсантъ" некоторые госкорпорации уже поддержали эту идею, это те самые, у которых такая электронная система уже внедрена?

- Я не знаю кто. Вы скажите, кто, и я скажу, внедрено у них что-нибудь или не внедрено.

- А так вы не можете сказать, поддержат госкорпорации или нет?

- Я думаю, что будут разные мнения по этому поводу. Есть госкорпорации, которые, например, работают с несколькими электронными площадками, тот же "Росатом". И если сейчас он проводил отбор, это тоже тяжелая процедура, он проводил отбор, отобрал три площадки, только одна из них входит в пятерку, и сейчас ему что? При этом он на ней проводит минимальное количество процедур, потому что работает с открытым рынком, работает фабрикантом, выбрал В2В. И ему сейчас что делать в этой ситуации? Выбор партнера - это тяжелый процесс, который выстраивается, отстраивается, многие корпорации используют, например, ситуацию, когда они поддерживают качество объемом торгов. Еще раз, здесь проблема следующая: позитивный опыт того же самого "Росатома" не использовали другие корпорации. И у правительства не было рычагов для того, чтобы провести эти решения в виде каких-то корпоративных стандартов. Поэтому правительство принимает решение идти в виде императивных стандартов - вот вся картинка, которую мы видим.

Коммерсантъ-FM

Партнёры