В заседании профильного комитета принял участие замминистра экономического развития Андрей Иванов
27 мая в «Деловой России» прошло заседание комитета по машиностроению. Ключевой его темой стали инвестиции: участники обсудили механизмы привлечения и господдержки инвестиций и рассмотрели несколько отраслевых инвестпроектов.
Открывая заседание, председатель комитета, член координационного совета «Деловой России» Сергей Гущин отметил: «Машиностроение — это тяжелая и капиталоемкая отрасль с долгим возвратом инвестиций, но она является основой промышленности экономики любой сильной страны. И здесь предпринимателям достаточно сложно обойтись без поддержки и государственных мер, направленных на стимулирование инвестиций». Глава комитета поделился собственным опытом запуска колесопрокатного производства в особой экономической зоне «Титановая долина», которое обеспечит 400 новых рабочих мест и полное импортозамещение с высоким экспортным потенциалом продукции.
Участников заседания приветствовал сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев. «Сегодня цель нашей встречи — обсудить инвестиционный потенциал машиностроительной отрасли. Какие у нас есть потребности, направления и главное — что нам мешает инвестировать в отрасль, какие есть ограничения, барьеры. Правительство делает много и, что важно, быстро, но тем не менее — может быть, мы можем помочь практическими знаниями или идеями новых инструментов?», — обратился он к гостю заседания, заместителю министра экономического развития РФ Андрею Иванову.
«Свою задачу мы видим в том, чтобы настроить систему экономики таким образом, чтобы привлекать инвестиции в машиностроение и делать бизнес в нашей стране предпринимателю было комфортнее, чем где-то быто ни было на земле», — подчеркнул Андрей Иванов. По его словам, в России есть большой опыт государственной поддержки крупных корпораций, существенно развита программа для малого бизнеса, но тема средних проектов актуализировалась в повестке только в текущем году.
Он напомнил о недавно запущенной программе Fast track для инвестиций в регионах, суть которой в проработке максимально короткого и комфортного клиентского пути от замысла проекта до коммерческого результата для каждого предпринимателя в каждом регионе страны. Программа включает создание инвестиционной декларации, инвестиционной карты, свода инвестиционных правил субъектов РФ, а также формирование стандартов обеспечения инфраструктурой. «Наша задача не просто поддержать несколько проектов. Мы говорим о настройке системы работы всех органов власти, чтобы инвестпроект мог состояться, чтобы любой замысел, который хочет реализовать предприниматель в нашей стране, был реализован», — прокомментировал Андрей Иванов. Первые результаты пилотных проектов планируется получить к концу года. Замминистра пригласил членов комитета к сотрудничеству и участию в обсуждениях.
Председатель совета директоров холдинга «Синара-Транспортные Машины» Александр Мишарин поделился своим опытом реализации инвестпроектов, а также цифрами и данными по мировому рынку транспортного машиностроения. Он также представил несколько предложений по мерам государственной поддержки для развития отрасли транспортного машиностроения: создание условий для заключения долгосрочных контрактов, проведение прозрачной тарифной политики, обновление городского общественного транспорта, разработка мер государственного стимулирования ESG-продуктов на финансовом рынке, стабилизация цен на металлопродукцию.
Заместитель председателя комитета «Деловой России» Александр Масленников выступил с презентацией об инвестиционной ситуации в машиностроении и перспективных направлениях для инвестиций, а также с обзором существующих инвестиционных барьеров в отрасли.
Далее выступили руководители компаний «Техноинком», ЛНТ, ООО «1 Грузовой» с презентациями инвестпроектов, посвященных новым технологиям в сфере создания износостойких материалов, роботизированной техники и сборки грузовиков, работающих на метане, которые организаторы обещали довести до сведения всех членов «Деловой России». По итогам презентаций председатель комитета предложил создать на базе комитета библиотеку проектов в сфере машиностроения, куда все заинтересованные участники рынка идей в сфере машиностроения могли бы добавлять свои проекты.
Всего в заседании приняли участие более 40 человек, среди которых члены ненерального совета «Деловой России» Дмитрий Чухланцев, Алексей Порошин, Максим Савинков, Андрей Кузубов, Алексей Шатров, Дмитрий Камерлохер, Сергей Бильков и Эдуард Радославов.
Заседание завершилось обсуждением и принятием новой структуры комитета по машиностроению. Вводится должность еще одного заместителя председателя комитета — им стал Игорь Силин. Он будет курировать вопросы станкостроения и координировать взаимодействие со станкостроительными компаниями. Александр Масленников будет обеспечивать взаимодействие с инвестиционным клубом и курировать предприятия ОПК.
Кроме этого, в структуре комитета появился подкомитет по аддитивным и лазерным технологиям, который возглавил Дмитрий Чухланцев. В ходе заседания он рассказал о подкомитете, упомянув, что в его состав согласились войти шесть компаний, уже являющихся участниками комитета по машиностроению. Под аддитивными технологиями понимаются проекты по развитию 3D-печати. Несмотря на то, что сегодня российский рынок занимает около 1,5–2% мировых объемов, за последние три года он вырос в 10 раз и требует дополнительного внимания и поддержки.
Фоторепортаж с мероприятия на странице «Деловой России» в Фейсбуке