2 октября в особняке на Делегатской прошла встреча членов генерального совета по определению позиции «Деловой России» относительно ключевых проблем в сфере «Экономики замкнутого цикла» и возможных путей их решения. Мероприятие в формате 5 о’clock провел член координационного совета «Деловой России» Павел Титов.
Встреча была посвящена отрасли переработки отходов и участию предприятий производственного сектора в процессе утилизации и переработки. В ней приняли председатель комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» Ильдар Неверов, члены генерального совета Владимир Алгинин, Сергей Гебель, Михаил Замарин, Александр Масленников, Наиля Никитина, Сергей Орлов, Сергей Солодов и Михаил Фомичев, а также вице-президенты организации Анастасия Алехнович и Лариса Покачалова, руководитель блока финансового и корпоративного анализа Аналитического центра при правительстве РФ Даниил Наметкин, первый заместитель исполнительного директора СРО Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры» Денис Кондратьев исполнительный директор АКОРТ Евгений Адашев.
«Хотели бы обсудить все, что связано с экологией нашей страны. В течение нескольких мозговых штурмов в преддверии съезда мы поняли, что тема будет одной из ключевых для страны и «Деловой России» в течение следующих нескольких лет. Пока государство не сильно продвигается вперед. При этом, комбинация экспертиз, собранных в организации, может властям помочь. С их стороны есть запрос на нашу экспертизу. Нас хотят послушать многие инстанции, которые сейчас в этом процессе “варятся”», – отметил в своем вступительном слове Павел Титов. Он добавил, что реформа отрасли переработки ТКО не будет успешной без частной инициативы и частного сектора, равно, как и без адекватных мер господдержки. Вопрос лишь в грамотном сочетании двух этих факторов.
Есть мнение отдельных производственников, что расширенная ответственность производителей (РОП) достаточно сильно ляжет по себестоимость потребительских и промышленных товаров. По словам Павла Титова, себестоимость увеличиться не столь сильно, а реальная сложность – расчет и администрирование этого платежа. По его словам, эта проблема становится менее острой, если объем поставляемой упаковки и упаковочных материалов будут их поставщики.
«Хотел бы подсветить две темы, которые мне кажутся наиболее актуальными и острыми. Наша экспертиза по ним была бы наиболее востребованной. Это ход мусорной реформы и те революционные шаги, которые в последние две недели исходят от Минприроды. Они касаются подходов к расширенной ответственности производителей. То, что происходит сейчас, может вызвать разные реакции внутри организации. Я как человек, который ратует за максимально жесткие 100%-е нормативы по утилизации 54 товарных групп в рамках программы Минприроды. Но знаю, что есть и другие мнения, и понимаю, что их надо уважать», – отметил Ильдар Неверов. По его мнению, сейчас важно чтобы «Деловая Россия» встроилась в общественную повестку Российского экологического оператора и Минприроды на административно-организационном уровне.
Даниил Наметкин отметил, что в настоящее время Минприроды находится на начальной стадии подготовки отраслевой стратегии по работе с ТКО, которая охватывает разные блоки - от агитационной работы с населением до стратегии по работе с основными видами ТКО. К этой работе будут привлекаться эксперты, и «Деловой России важно принимать в этой работе участие на всех экспертных площадках. «С одной стороны, это хорошая возможность быть вовлеченными в процесс. С другой стороны, это позволит отследить все вещи по расчету тарифов и прочее», – подчеркнул он.
Наиля Никитина рассказала о работе региональных операторов по обращению с ТКО на примере Астраханской области, где такая структура появилась одной из первых в стране. Среди проблем, на которые обращают внимание региональные операторы: невозможность сделать единый тариф по всей стране; невозможность строить полигоны и перерабатывающие заводы в крупных городах из-за защитных норм, например, по аэропортам или сельхозземлям; невозможность получить базы данных по потребителям; отсутствие единого подхода по вопросам контейнерных площадок. По мнению Наили Никтитиной, все издержки будут ложиться на предпринимателей и есть риски банкротства региональных операторов.
Если собираемость менее 50%, то никакие инвестпроекты невозможны. В Мособласти 12 полигонов, на Камчатке или в Ленобласти свое решение. Но вытащить реформу за счет граждан и тарифов для них тоже невозможно. Поэтому власти подключают ресурс РОПа расширенной ответственности производителя в качестве финансовой подушки, за счет которой можно смягчить последствия для регионов.
Денис Кондратьев подчеркнул, что перезагрузка реформы обращения с отходами будет проведена очень быстро и в регулирование будет введена новая группа – «производители упаковки». То есть речь будет идти о расширенной ответственности не просто производителей, а именно производителей упаковки. Причем, сейчас никакой статистики нет ни у Росстата, ни у Минприроды, а значит производителям упаковки и фасовщикам придется сдавать отчетности. «Если мы хотим быть услышаны, то нужно интегрироваться в текущие процессы и документы и надо дать чиновникам понять, что мы действительно можем помочь достичь тех показателей, которых требует нацпроект «Экология», – полагает он. При этом расчеты по объему фонда РОП он считает завышенными. Сам же механизм является, по его мнению, довольно сбалансированным с точки зрения социальной справедливости – те, кто меньше потребляет, меньше и платит, и наоборот.
Анастасия Алехнович рассказала о проведенном анализе ситуации в области экоологии и переработки мусора, а также подчеркнула необходимость выработки консолидированной позиции «Деловой России» и по реформе отрасли: часть членов организации является производителями и является объектом сбора, а часть – работают в сфере переработки и утилизации. Россия – в числе лидеров по образованию отходов и в числе отстающих по переработке. В настоящий момент вся система работы с ТКО в стране разбалансирована и имеет много недостатков, например, тарифы от региона к региону могут отличаться для разных категорий в 137 раз. В основу российской реформы мусорной отрасли была положена модель европейских стран, не располагающих значительными природными ресурсами и ограниченных по части земельных и энергоресурсов. В России та же энергосистема страдает не дефицитом, а избытком электроэнергии.
В то же время США и Австралия тоже работают над экологией, но иначе – не через раздельный сбор мусора, а через сортировочно-перерабатывающие хабы. Это удешевляет реформу, так как не нужно создавать инфраструктуру под раздельный сбор мусора. И именно такая модель больше подходит России, считает Анастасия Алехнович. По ее мнению, средства от сборов за утилизацию отходов должны поступать именно хабам, сами они должны платить сборщикам мусора за привезенные отходы (более низкий тариф за несортированный мусор, более высокий за раздельный), что будет стимулировать сборщиков довозить мусор до свалки, а не сбрасывать в соседнем овраге. Хабы также будут экономически заинтересованы найти наиболее оптимальный вариант переработки отходов (привлечь бизнес для производства из отходов различных товаров), а также найти наиболее оптимальный путь утилизации остатков (сжигание или захоронение отсортированных и спрессованных брикетов на специальных полигонах).
Все фото можно посмотреть в официальной группе.