Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Публикации » Владельцы авиакомпании S7 хотят осваивать космос

Владельцы авиакомпании S7 хотят осваивать космос 13 декабря 2017

В их планах не только запуски ракет с Земли, но и строительство орбитального космодрома

О стратегии S7 Group по выходу на рынок коммерческих космических запусков рассказал 12 декабря совладелец S7 Group Владислав Филев на форуме "Космос как бизнес". Его презентация называется "Космическая транспортная компания: эффективные транспортные системы ближнего и дальнего космоса". "Ведомости" ознакомились с документом.

Год назад S7 Group договорилась с Ракетно-космической корпорацией (РКК) "Энергия" (входит в "Роскосмос") о покупке 99,5% акций плавучего космодрома Sea Launch ("Морской старт"). Последний раз запуск с него производился в 2014 г.

Возобновить запуски с Sea Launch планируется в 2019 г., говорится в презентации Филева. До 2023 г. планируется заказать 12 ракет. Это будут ракеты "Зенит" производства украинского завода "Южмаш", они будут поставляться с Украины американской "дочке" S7 - компании S7 Sea Launch, рассказали два человека, близких к разным сторонам проекта.

В презентации говорится, что инвестиции в запуск проекта, в том числе в возобновление стартов, составят $220 млн. А российские компании (прежде всего структуры S7), участвующие в процессе, получат $500 млн экспортной выручки.

На втором этапе запускать предполагается новую двухступенчатую ракету. Кто ее разработает и произведет, в презентации не говорится. Там лишь указано, что S7 готова заказать 50 и заключить опцион еще на 35.

А на третьем этапе S7 Group планирует создать орбитальный космодром на базе российского сегмента Международной космической станции (МКС). С космодрома грузовые корабли, ведомые космическими буксирами с ядерными электрореактивными двигателями, будут стартовать к Луне и другим планетам. Предполагается, что буксиры будут доставляться в сложенном виде на космодром, часть своей энергии они будут получать от разворачиваемых в космосе солнечных батарей. В космосе же к ним будут стыковаться и грузы.

Соглашение S7 Group с "Энергией" предусматривает аренду с 2024 г. МКС для организации орбитального космодрома, говорит человек, близкий к одной из сторон сделки. "Энергия" и Boeing в 2016 г. договорились эксплуатировать МКС до 2024 г. - эти компании отвечают со стороны России и США за сегменты МКС.

За 10 лет мировой рынок коммерческих космических запусков вырос почти вдвое и составил в 2016 г. около $215 млрд, говорится в презентации Филева. Почти $95 млрд пришлось на США.

Частный бизнес в России еще не пришел в эту сферу. А на Западе дальше всех продвинулась американская SpaceX Илона Маска. Она освоила производство и запуск средней ракеты Falcon 9 и тяжелой Dragon. В прошлом году Маск заявил о планах освоения организации полетов на Марс.

 Бизнесмен считает, что первый полет на Марс может состояться уже в 2022 г. Время полета до Марса составит около 80 дней. Маск уверен, что когда-нибудь люди сделают Землю непригодной для жизни и человечество должно быть готово переселиться на другие планеты.

Филев на пресс-конференции в 2016 г. несколько раз подчеркнул, что надеется максимально заработать на космической программе и не боится конкуренции на мировом рынке коммерческих запусков со SpaceX и другими игроками.

"В космической отрасли сейчас некий кризис, связанный с отсутствием прорывных идей", - констатирует председатель совета директоров ГК "Каскол", совладелец компании "Пусковые услуги" Сергей Недорослев. С одной стороны, в космос уже давно ушли связь и даже интернет, навигация, услуги по мониторингу земной поверхности для различных отраслей. С другой - национальные правительства постоянно меняют цели, а ведь традиционно именно они ставили четкие задачи частным и государственным компаниям и финансировали их, говорит бизнесмен. "И что теперь? Осваивать Луну, Марс? Но зачем, если на Луне уже были, а Марсу не повезло - кончилось соревнование идеологий [между СССР и США] и, соответственно, демонстрация возможностей", - рассуждает Недорослев.

Образовавшийся вакуум заполняют частные компании, которые ставят амбициозные - в масштабах всей земной цивилизации - цели: базы на Луне, колонизация Марса, добыча полезных ресурсов в космосе, полеты к звездам, продолжает Недорослев. И у них есть деньги на их выполнение.

Проект по запуску ракетоносителей с "Морского старта" может быть коммерчески успешным, считает бизнесмен. Но есть и риски, как и в любом бизнесе. Новую ракету "Союз-5" для проекта разрабатывает РКК "Энергия", на конференции прозвучал срок поставки пять лет и цена фиксированная. Но изделие сложное, кооперация огромная, и есть риски как сорвать сроки, так и не вписаться в заявленную цену. Между тем запуски контрактуются на глубину до 5-6 лет. Поэтому уже сегодня нужно заключать контракты с конкретной датой, а для этого нужно быть уверенным в сроках получения ракет.

Впрочем, пока Филевы еще не закрыли сделку по покупке Sea Launch. Это может произойти в течение двух месяцев, уверяет человек, близкий к одной из сторон сделки. Уже получено одобрение американских регуляторов (платформа базируется в порту Лонг-Бич в Калифорнии). Представители S7 и "Энергии" на запросы "Ведомостей" не ответили.

Воробьев Александр, Ведомости

Партнёры