Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Регионы » Центральный ФО » Рязанская область » Новости » Владимир Моторжин про общественные советы

Владимир Моторжин про общественные советы 30 мая 2017

Рязанская «Деловая Россия» считает общественные советы при региональных министерствах неработающими и предлагает изменить подход к их формированию. Что должно подтолкнуть развитие экономики.

В соответствии с законодательством министерства и ведомства формируют при себе общественные советы. Их суть в экспертной оценке и независимом контроле деятельности чиновников. Однако, Рязанское отделение «Деловой России» считает, что многие из них сформированы по принципу «лишь бы были и не создавали проблем». Подобный подход, полагают общественники, не приносит пользы делу, лишь создавая ширму действиям власти в Рязанской области.

Руководитель отделения Владимир Моторжин рассказал о тех предложениях, которые общественная организация сформулировала по результатам встречи «Деловой России» с временно исполняющего обязанности губернатора Рязанской области Николаем Любимовым.

— Владимир Валентинович, что именно вас не устраивает в общественных советах при министерствах Рязанской области?

— В процессе их формирования есть большой недостаток — сам министр и набирает себе общественный совет. Соответственно, он возьмёт себе друзей или лояльно настроенных людей, которые его будут всячески поддерживать. С одной стороны, это хорошо, но в итоге общественные советы реально не работают. Они не несут той нагрузки, которая заложена в федеральном и региональном законодательстве. Основная функция этих советов — это контроль со стороны специалистов в той или иной области. Мы проанализировали состав общественных советов восьми министерств и двух ведомств. Да, пишутся протоколы и формально принимаются какие-то решения. Для министра в ряде случаев они являются хорошей ширмой. Он всегда может сказать, что решение принял общественный совет, а он лишь выполнил его рекомендацию. Таким образом чиновники снимают с себя ответственность за непопулярные решения. Во-вторых, вопросы, в том числе и финансовые, зачастую рассматриваются формально. Министр всегда может сказать, что общественный совет всё проверил и одобрил. Все эти моменты не идут во благо развития Рязанской области. Очень хорошо, что врио губернатора это прекрасно понимает.

— Откуда вывод о том, что глава региона это понимает?

— Около месяца назад состоялась встреча руководителей общественных организаций с Николаем Любимовым. Он высказался о том, что хотел бы иметь альтернативные источники информации, которые давали бы ему более широкое видение того, что творится в экономике региона. И попросил нас подготовить определённые предложения.

— Что предлагаете вы?

— Во-первых, Рязанское региональное отделение «Деловой России» предложило вовлечь предпринимателей в процесс формирования стратегии развития Рязанской области. Наши идеи во многом повторяют те методики, которые правительство РФ требует от регионов — работа по проектному принципу, создание проектных офисов. Они у нас создаются, но работают неэффективно. Во-вторых, мы предложили врио губернатора иной формат взаимоотношений с общественными организациями. И сделать это, не нарушая сегодняшнюю структуру правительства области и отлаженных институтов взаимодействия. Мы предлагаем переформатировать общественные советы при 8-10 министерствах, которые отвечают за экономический блок.

— Что именно в отношении общественных советов вы предлагаете?

— Основную квоту совета, допустим, 8 человек из 10, формировать из состава общественных организаций. Кого выдвинут эти организации — это их дело, а не министра. Оставшиеся места оставить для научного сообщества. Учёные имеют немного другой взгляд, и это тоже помогло бы развитию экономики. Составленный таким образом общественный совет начнёт задавать тематику, так как в советы придут предприниматели, которым нужно что-либо улучшить, они будут выносить в повестку те вопросы, которые им мешают работать. Это и толкнёт развитие экономики.

— Но только в том случае, если придут представители реально действующих общественных организаций. Мы прекрасно знаем, что зарегистрированы их тысячи, но вот тех, что работает, крайне немного…

— Поэтому мы предлагаем закрепить квоты за четырьмя федеральными общественными организациями, имеющими отделения в Рязанской области. Они более независимы в принятии решений. Это «Деловая Россия», «Опора России», Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей.

— Речь не идёт, например, о министерстве культуры?

— Ну почему же. Министерство культуры и туризма, уже в третий раз формируя общественный совет, нашего представителя туда принципиально не пускает. Но это министерство не только культуры, но и туризма, который является очень активным элементом экономики. Рязань, не развивая туризм так, как нужно, лишается серьёзных средств.

— Вы сказали, что проанализировали составы общественных советов нескольких министерств. Что конкретно вы выявили?

— Есть прямые нарушения закона. В общественные советы входят чиновники или работники предприятий, более 25% уставных капиталов которых принадлежит государству. Например, в экспертные советы Агентства стратегических инициатив не может зайти ни чиновник, ни сотрудник госпредприятия. Иногда в общественные советы при рязанских министерствах входят по два представителя одной и той же структуры. Общественный совет при министерстве образования Рязанской области вообще полностью состоит из директоров школ, а это представители муниципальных или государственных учреждений. Часто нужных людей прячут за другой должностью — записывают как члена общественной организации, а не сотрудника муниципальной организации. Просто мы полагаем, что отраслевые общественные советы должны формироваться независимыми структурами. Тогда они будут выявлять реальное положение дел, а не поддакивать министрам.

— Вы рассказали о форме. Содержание работы должно остаться прежним?

— Мы считаем, что советам не стоит лезть во все функции министерств. Пока они должны контролировать работы по наиболее важным для области проектам. Предположим, строится завод. Минтранс отвечает за дорогу к нему, общественный совет контролирует ход работ. Другой общественный совет контролирует выделение земли, налоговых льгот и так далее. При этом мы бы хотели, чтобы эти общественные советы готовили на периодической основе независимые отчёты реализации проектов в данных министерствах. У губернатора таким образом будет складывается картина, что конкретно делается сегодня именно по этому проекту. Из представителей этих общественных советов, по нашему мнению, необходимо сформировать некий мозговой центр по экономике. Можно его назвать экспертным советом при губернаторе, который будет рассматривать уже системные вещи, выявляя глубинные ненормальности и формулируя варианты решения. Никто не претендует на подмену министерств. Общественные советы и их консолидация в экспертном совете дадут дополнительную помощь. Если первому лицу это нужно, он будет пользоваться советами экспертного совета. Если нет — это всё развалится самостоятельно. Бизнес не будет заниматься ненужными вещами.

— Не слишком ли большие надежды возлагаются на общественные советы. Не с точки зрения экспертного мнения, а с точки зрения банальной занятости людей?

— Да, у предпринимателей есть своя работа, им надо кормить семьи, за ними стоят коллективы. Мы не меняем количество чиновников. Их много. Министерство экономики — это почти 100 человек. Если взять ещё и квалифицированных специалистов в муниципалитетах, то наберётся ещё столько же, если не больше. Люди, которые будут исполнять решения, есть. Просто необходимо нормальное объяснение, как это сделать. Предприниматель — он практик, он не допустит глупостей, выстроит наиболее оптимальную схему решения тех или иных вопросов, не занимаясь непосредственно реализацией.

— Вы уже направили свои предложения врио губернатора?

— Мы сформулировали свои предложения письменно и направили их главе региона в конце апреля.

Источник

Теги:
Партнёры