Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Лица » Генеральный совет » Точки зрения » Всероссийская реновация: что мешает комплексному развитию территорий?

Всероссийская реновация: что мешает комплексному развитию территорий? 15 февраля 2022

Колонка члена координационного совета, председателя подкомитета по градостроительной политике в регионах Елены Киселевой

В 2020 году был принят закон о комплексном развитии территорий (КРТ), и уже год он действует. Предполагается, что механизм КРТ позволит запустить всероссийскую реновацию, сформировать комфортную среду для жизни и работы граждан, обеспечить людей собственным современным жильем.

Однако, на мой взгляд, главным барьером для формирования качественной городской среды и роста темпов жилищного строительства в стране по-прежнему является низкий уровень градостроительной документации в регионах. На большинстве территорий отсутствуют актуальные документы градостроительного планирования. Именно они лежат в основе всей профильной деятельности. Руководство территорий в отсутствии соответствующей объективной градостроительной документации часто принимает ошибочные решения, связанные с городским развитием. А девелопер вынужден развивать локации без понимания перспектив конкретной территории.

Тем не менее, в России фиксируется рост объемов строительства жилья, что приводит к хаотичности застройки, дисбалансам в уровне обеспеченности социальной и иной инфраструктурой даже внутри одного населенного пункта. Возводятся жилые комплексы, не обеспеченные детскими садами и школами.

Много случаев, когда построенные дома не могут подключить к коммунальной инфраструктуре, так как нет мощностей или изношены коммуникации. Острейшая проблема, когда уже в ходе возведения дома выясняются ограничения со стороны ведомств в сфере охраны природы или охраны культурных памятников. Также встречаются ситуации, ограничивающие развитие территорий из-за нахождения на них ветхих объектов Минобороны и МЧС (бомбоубежища, полуразрушенные гаражи и т.п.). Такие проблемы чаще всего приводят к долгостроям и социальной напряженности.

Эксперты справедливо полагают, что для полноценного запуска механизма КРТ в регионах необходимо создать институт градостроительного проектирования в России, задачей которого будет проведение экспертизы проектов КРТ или разработка базовой градостроительной документации для территорий. Система градостроительного проектирования может состоять из комплекса учреждений (в том числе уже действующих), компетенции и полномочия которых подтверждены Минстроем России.

Вероятно, целесообразно централизовать хотя бы на первом этапе экспертизу градостроительной документации наиболее значимых городов и населенных пунктов. В приоритетных регионах и городах должны действовать институты развития соответствующих территорий. Такие институты уже созданы в Москве, Казани, Новосибирске. Они доказали свою эффективность.

Эксперты отмечают необходимость создания Института по формированию системы градостроительного проектирования в России, и координировать его должен один государственный орган — Минстрой России. Более того, в ведение Минстроя необходимо передать все полномочия по формированию градостроительной деятельности, все, что предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации. Пока это не так — до сих пор остаются полномочия у Минэкономразвития РФ в части формирования схем территориального планирования, отдельные полномочия у Минприроды, Минкультуры и других ведомств.

Когда будет ответственный федеральный орган исполнительной власти, Минстрой России, тогда проблему КРТ получится решить. Правительство в этом направлении уже работает в части взаимодействия с Минэкономразвития.

Партнёры