Руководитель комитета по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний, член корсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов
При нашем комитете в «Деловой России» создается центр ГЧП-компетенций. К его работе привлекут представители других комитетов и региональных отделений организации. Центр будет функционировать в формате клуба. В рамках новой структуры предприниматели смогут обмениваться опытом, кооперироваться для совместной реализации ГЧП-проектов и обсуждать нововведения в законодательстве.
Министерство экономического развития РФ определяет ГЧП как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера с одной стороны и частного партнера — с другой. Оно осуществляется на основании соглашения о ГЧП для привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг. Сейчас в России реализуются в основном крупные ГЧП-проекты, управление которыми происходит в «ручном» режиме, а участие в них малого и среднего бизнеса крайне ограничено. И реализация в регионах небольших ГЧП-проектов с объемом вложений от 100 млн руб. может создать дополнительные условия для привлечения инвестиций, развития региональной инфраструктуры.
Согласно исследованию Центра развития государственно-частного партнерства за 2016—2017 годы, в топ регионов России по уровню развития ГЧП, помимо Москвы и Московской области, вошли Самарская и Новосибирская области и Санкт-Петербург. При этом институциональная среда развита больше всего в Ленинградской, Воронежской, Нижегородской, Ульяновской областях и в Республике Удмуртии. На выполнение 193 региональных проектов ГЧП на начало 2017 года было вложено 1,8 трлн руб. И если в странах Евразийского экономического союза только зарождаются ГЧП-проекты, то в России в целом их реализуется более 2 тыс.
Комитет «Деловой России» по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний готов помочь заинтересованным регионам в разработке пилотных программ для ГЧП-проектов и концессий с субъектами малого и среднего бизнеса. Эти проекты могут развивать региональную и муниципальную инфраструктуру в таких сферах, как социальные услуги, медицина, энергетика, ЖКХ, строительство.
Мы планируем сформировать и разместить в открытом доступе единую базу всех региональных инфраструктурных объектов, нуждающихся в привлечении инвестиций, а также разработать типовые формы документов и регламентов для ГЧП-проектов и концессий. Будет создан механизм тиражирования лучших практик, в том числе между регионами.
ГЧП — один из перспективных способов развития региональной экономики. Во-первых, в субъект привлекаются частные инвестиции, бизнес работает на государство. Во-вторых, от такого партнерства выигрывает и сам бизнес: вложения не только вернутся, но и принесут прибыль.
Конечно, крупные инвестиционные проекты для малого и среднего бизнеса неподъемны. Но локальные, где срок окупаемости составляет несколько лет, а в дальнейшем предприниматель может выиграть тендер на обслуживание и продолжить работать на объекте, интересны бизнесу. Хотя больше всего инвестиций в ГЧП-проекты приходится на транспортную сферу, в количественном выражении — более 300 в 2016—2017 годах — лидерами являются ЖКХ и энергетика.
Российская газета