Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Бизнесмены опасаются нового антимонопольного прессинга

Бизнесмены опасаются нового антимонопольного прессинга 14 февраля 2018

Отечественные предприниматели заподозрили, что Федеральная антимонопольная служба добивается права на ведение оперативно-разыскной деятельности. В этом случае борцы с картелями станут настоящими силовиками: они смогут вести слежку-прослушку и произвольно изымать компьютерную технику. Однако в самой ФАС "Независимой газете" заявили, что силовым ведомством становиться не хотят.

13 февраля в Ростове-на-Дону по инициативе бизнес-омбудсмена Бориса Титова прошел первый "Уголовный форум". Выступавшие отметили, что 2018 год может стать переломным для защиты бизнесменов от уголовного преследования. "Уже в 2017 году мы увидели, что впервые за 5 лет количество уголовных дел по экономическим статьям осталось на прежнем уровне, а за препятствование предпринимательской деятельности стали наказывать чаще, - сказал "НГ" сопредседатель "Деловой России" Андрей Назаров.

Впрочем, уголовное преследование продолжает оставаться инструментом коррупционного давления и разрушения бизнеса конкурентами. "Оправдательных приговоров по статье "Мошенничество", которую наиболее часто применяют против предпринимателей? меньше 1%", - сказал Назаров.

Он привел статистику, согласно которой в России ежегодно возбуждается больше 240 тыс уголовных дел по экономическим статьям. "80% до суда так и не доходит. А в 2015 году Генеральная прокуратура выявила 5 млн. нарушений во время следственных действий", - акцентировал он.

Борис Титов предложил внести изменения в законодательство, чтобы невыполнение условий коммерческих договоров не попадало сразу под статью "Мошенничество". Он считает, что эта мера в два раза снизит количество уголовных дел в отношении предпринимателей. "Если есть факты невыполнения условий договора, возбуждаться уголовные дела не могут. Этот вопрос должен решаться в поле гражданско-правовых отношений. По крайней мере в начале, пока не выявлен факт мошенничества", - сказал он.

Уголовное законодательство постепенно движется к принципу "за экономическое преступление - экономическое наказание", считает Назаров, но с другой стороны проявляется прямо противоположный тренд, направленный на усиление ответственности в сфере антимонопольного законодательства.

"Сейчас обсуждаются поправки в законодательство, которые могут наделить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) полномочиями проводить оперативно-розыскную деятельность. Это противоречивое решение, ведь именно эта структура должна защищать бизнесменов, а теперь она сможет без суда изымать документы, прослушивать, проводить проверки, допрашивать и требовать доступ к персональным данным. Получается, что ряды правоохранительных органов могут пополниться еще одним ведомством, которое к тому же сможет привлекать к уголовной ответственности по упрощенному составу без необходимости доказывать вред для конкуренции", - сказал Назаров.

Антимонопольщики долго открещивались от функции силового ведомства. В 2010 году глава ФАС Игорь Артемьев говорил, что не будет просить о праве на оперативно-розыскную деятельность (ОРД) в ближайшие пять-десять лет, а может быть и никогда, так как, по его убеждению, "размножение силовых органов с таким правом очень опасно для экономики РФ и государственного устройства".

Однако реалии экономики оказались таковы, что подвижки в сторону усиления функций ФАС вызвал сам же Артемьев. Он заявил президенту Владимиру Путину о всеобщей картелизации российской экономики.

За год ведомство выявляет около 700 антиконкурентных соглашений, в 2017 году, например, в дорожной сфере обнаружили более 60 крупных картелей. Потери от сговора только на госзакупках, по оценке ведомства, составляют 20-40% от 7 трлн руб. Точный ущерб даже не подсчитан, но по "внутренним эмпирическим наблюдениям", как говорил СМИ начальник управления ФАС Андрей Тенишев, он составляет до 1,5% ВВП страны.

По поручению главы государства в правительство внесен проект поправок, расширяющий полномочия антимонопольных инспекторов. В частности, ФАС предлагает конфисковать активы (имущество, деньги), полученные в результате картельного сговора. Поправки разрешают сотрудникам ФАС изымать документы и получать данные от оперативников. Кроме того, предлагается увеличить срок давности по расследуемым антимонопольщиками делам до 10 лет. Это полностью отвечает международной практике, в конце 2017 года Еврокомиссия оштрафовала шведского производителя грузовиков Scania на 800 млн евро за картельный сговор, в результате которого она в течение 14 лет договаривалась о ценах и объемах расходов на новые технологии с другими производителями такой же техники (тех оштрафовали раньше).

В качестве пряника для бизнеса ФАС предложил в законопроекте упростить освобождение от уголовной ответственности тем, кто сознается в картельном сговоре и поможет в его расследовании.

По мнению Андрея Назарова наибольшему риску уголовного преследования подвергнутся предприниматели малого и среднего бизнеса, так как доля дел ФАС против этих субъектов сегодня доходит до 90%.

Впрочем, в управлении общественных связей ФАС России "НГ" пояснили, что опасения бизнес структур по поводу чрезмерного усиления ФАС преувеличены.

 "Совершенно точно не планируется наделить ФАС полномочиями по ОРД и правом осуществлять уголовное преследование, - говорится в ответе ведомства на запрос "НГ". - В правительстве находится законопроект, предполагающий, что органы, проводящие оперативно - розыскные мероприятия получат право (не обязанность) в установленном порядке, с соблюдением всех процессуальных гарантий передавать материалы об уголовно-наказуемых картелях в ФАС. В этом же законопроекте планируется кратно увеличить размеры дохода и ущерба, необходимых для наступления уголовной ответственности за картели. Это выведет мелкие картели из-под уголовной ответственности и для них останется ответственность только в виде административных штрафов, правда, достаточно крупных".

В "Деловой России" давно отмечали, что качество антимонопольных расследований ФАС уступает аналогичными расследованиями американских и европейских антимонопольных ведомств. К тому же, в классическом понимании картель - это сделка между конкурентами, а в России ФАС признает картелями и сделки между покупателем и продавцом. Например, 12 февраля пресс-служба ФАС заявила, что ведомство выявило картельный сговор на 644 млн руб между поставщиками лекарственных препаратов и медицинского оборудования с московскими больницами. "Картель препятствовал допуску других компаний к участию в торгах и создавал видимость конкуренции на аукционах на поставку лекарств, медицинских изделий, оборудования и питания для московских больниц", - говорится в сообщении ФАС.

Партнёры