Колонка члена генерального совета Анны Нестеровой
Ускоренная и вынужденная цифровая трансформация из-за коронакризиса и последующее появление новых сервисов актуализировали в России тренд на информационную безопасность. Ребром встал вопрос о новых требованиях к национальной IT-инфраструктуре как фактору устойчивого развития, вырос спрос на импортонезависимые цифровые решения. В статье «Очень патриотический софт» («Ведомости», 20 апреля 2021 г.) об актуальности такого спроса написал гендиректор компании «Новые облачные технологии» Дмитрий Комиссаров. Наглядным примером уязвимости инфраструктуры, полностью построенной на базе иностранных решений, стала ситуация с Zoom, сложившаяся после запрета российским госорганам пользоваться корпоративной связью сервиса.
В области электронной торговли эта проблема еще острее: любая иностранная платформа может отказаться работать с российскими производителями в одностороннем порядке. Существует действительно серьезный риск зависимости от политики иностранных компаний, многие из которых уже фактически стали виртуальными государствами со своими законами.
В России постепенно устанавливаются границы суверенитета в информационном пространстве: акцентируются требования по локализации баз данных российских пользователей для глобальных IT-гигантов (например, Google и Facebook), принимаются дополнительные меры по соблюдению норм российского законодательства (замедление работы Twitter в попытке защитить россиян от «противоправного контента»). В апреле 2021 г. вступил в силу закон об обязательной установке российских программ на ввозимые устройства. Россия тем самым законодательно уравняла права производителей отечественного софта и международных игроков. Важно отметить, что многие западные страны также идут по пути разработки собственных программных решений. В Германии подобные нормы вступили в силу в начале этого года, а из-за возросшей критики к использованию WhatsApp во время пандемии сотрудникам правительства рекомендовали пользоваться немецким приложением Wire. Аналогично в прошлом году в Еврокомиссии советовали перейти на мессенджер Signal.
Перед государством сейчас также стоит задача не только обеспечить соблюдение национальных законов иностранными игроками, но и развивать собственные технологические платформы, смещая акценты в сторону практической безопасности. Запрос на активное развитие экосистемы российских продуктов и платформ был уже поддержан принятием дополнительных соответствующих мер. Среди них налоговый маневр в IT-отрасли, а также стимулирование госзакупок. Хорошим примером успешной реализации политики импортозамещения стал, в частности, переход госкорпораций «Росатом» и «Ростелеком» на отечественный софт.
Россия – одна из немногих стран, где есть свои популярные крупные IT-сервисы (социальные сети, поисковые и картографические сервисы), которые конкурируют с глобальными корпорациями и успешно создают новые инфраструктурные решения – от беспилотных автомобилей до мессенджеров. Реализованы масштабные проекты цифровизации государственных услуг и налоговой системы, которые по праву считаются одними из лучших в мире. Вырастить национальных чемпионов – стратегически важная задача также и для сферы электронной коммерции.
В деловой среде и публичном секторе сейчас складывается представление о выгоде популяризации зарубежных площадок для продвижения отечественного бизнеса. Аргумент при этом один – их большой трафик. Однако сравнивать иностранных гигантов Amazon, eBay, Alibaba, Etsy с национальными площадками некорректно. Товаров-субститутов на международных маркетплейсах безмерное количество, поэтому шанс на то, что российский производитель будет замечен «на полке» китайского или американского онлайн-агрегатора, ничтожно мал. В итоге это приводит к тому, что в стране идет мощная реклама зарубежных площадок, при этом интересы национальных производителей не учитываются.
Возможная стратегия заключается, во-первых, в создании более благоприятного бизнес-режима, в том числе налогового, для отечественных маркетплейсов. Во-вторых, в создании еще более благоприятного режима там, где маркетплейсы продвигают отечественную продукцию. Пример можно брать с Китая, который в тепличных, практически бесконкурентных условиях вырастил чемпионов электронной торговли, после чего выпустил их на внешний рынок.
Выход на зарубежный рынок – сложная работа, которая, как правило, не по силам российским малым и средним предприятиям. Наши производители зачастую не готовы заниматься экспортом самостоятельно. Национальные же маркетплейсы позволяют проводить адекватную проверку контрагентов, могут выступать единым зонтичным брендом российских товаров и, что не менее важно, локализовать данные российских производителей. Учитывая пройденный опыт отключения и угрозы блокировки зарубежных сервисов на территории России, необходимо создать полноценную отечественную экосистему онлайн-торговли, поддерживая именно национальные платформы.
Конечно, важно при этом оставаться открытыми к сотрудничеству с иностранными игроками. Однако нам принципиально сейчас не упустить момент, чтобы не оказаться в роли догоняющего, а самим задавать тренды на технологическом направлении в целом и в электронной коммерции в частности.