Колонка члена генерального совета «Деловой России» Михаила Замарина
Если вы до сих пор не внесли заветные буквы ESG в программные документы своей компании или хотя бы не задумались об этом, значит, вы пропускаете могучий тренд. Неважно, производите ли вы колбасу, плавите металл или занимаетесь туризмом, приобщение к «зелёной повестке» и устойчивому развитию даёт плюс сто к карме и капиталу, а в глазах обывателя и, что важнее, инвесторов ваше предприятие будто бы заглядывает в будущую технологическую эпоху.
На самом деле нет, ещё не заглядывает. И вообще, компаний, в полной мере соответствующих ESG — концепции устойчивого развития (environmental, social, governance — экологического, социального и корпоративного управления) в мире пока ещё совсем немного. Зато есть Цели устойчивого развития (ЦУР), от которых пляшет вся «зелёная» повестка. И вот почему это важно.
Всё чаще наблюдаю, как лейблом ESG манипулируют коллеги из бизнеса для привлечения клиентов, партнёров, инвестиций и внимания государства. Это не сложно: аббревиатуру многие видели, хотя содержания не всегда понимают. Достаточно объявить о стремлении к лучшему миру, нарисовать зелёный листик на сайте или создать цифровую среду под условно прогрессивные проекты, и вот вы уже на бирже, просите денег для своего ESG-бизнеса.
Проблема довольно серьёзная, так как регуляторика в этой отрасли страдает, особенно в России. Иных вариантов, кроме личной или независимой экспертизы не существует: всегда проверяйте истинное, глубинное содержание проектов, с которыми имеете дело. В корне любых ESG-проектов неизменно должны лежать 17 ЦУР, это лучший алгоритм оценки «зелёного» тренда.
Почему всё так сложно?
Сначала была мечта об ответственной жизни и бизнесе. Потом принципы ЦУР сформулировал Кофи Аннан, экс-генеральный секретарь ООН. Самые молодые и прогрессивные умы продвинули повестку. Большие компании вложили деньги. И вот пошла волна, мода, хайп на ESG в бизнесе. Наконец, репутация и реальные деньги, огромные инвестиции.
Российский бизнес стремительно сокращает дистанцию в этом сегменте — я это вижу регулярно, и не только в Москве, и не только в отношении гигантов и госкорпораций. Оцените динамику: объём сектора устойчивого развития Московской биржи лишь только за последний, пандемийный год, вырос в 13 раз! Ещё в 2020 году это было 12 млрд руб., сегодня — 155 млрд руб.! Это новые проекты устойчивого развития российского бизнеса, новые выпуски бондов для привлечения дешёвого и долгосрочного финансирования. Тема, которую активно продвигают в Министерствах экономического развития и экономики, в Центробанке, Сбере и остальных отечественных кредитных учреждениях.
Итак, есть хайп, есть имидж бизнеса, который признаётся в любви к этому миру и обязуется тратить деньги на свою модернизацию. Есть ESG-индексы привлекательности компаний, на которые ориентируются инвесторы. И уже речь не о том, чтобы занять подешевле, а целая проблема упустить любовь рынка, который просто не обращает внимание на «безответственные» фишки. В общем, есть всё для тотального внедрения ESG-повестки в России, которую, как говорится, я продвигал ещё тогда, когда это было не в тренде.
И конечно же, как и в любом хайпе, появились мошенники и случайные попутчики, дилетанты и хитрецы, декларирующие приверженность экологичному и устойчивому развитию для репутации, внимания инвесторов, следуя моде или вообще — «чем мы хуже других». На Западе это понятие давно обрело презрительное наименование гринвошинг (greenwashing). И уже немало кейсов, когда занятые под «зелёные» проекты деньги уходят на сторону.
Как определить настоящие ESG-концепции или фальшивые?
Проблема в том, что правила игры до сих пор формируются во всем мире и общих международных критериев ESG пока нет. Для оценок и понимания используют нормативные документы США и Евросоюза, принципы Международной ассоциации рынков капитала (ICMA), организации «Инициатива климатических облигаций» (CBI). Заказывают независимый аудит. Публичные компании в обязательном порядке раскрывают информацию о проектах, на которые привлекают деньги. Кстати, совсем недавно, в начале осени 2021 года свои ESG-стандарты опубликовало и российское правительство.
Можно понять, что никакого единства пока нет. Разные подходы в Европе и Америке. Например, в оценке роли атомной энергетики и газа, утилизации аккумуляторов, газообменного потенциала лесов. Или вот хороший ориентир. В Европе до сих пор ESG-концепция работает для полностью зелёных компаний, а вот для тех, которые планируют модернизировать свои грязные производства, документация только разрабатывается. Тогда как в России, по понятным причинам, делают ставку как раз на апгрейд старых технологий и как раз под такие проекты, меняющие экологический фон, стимулируют рынки.
В то время как одни компании строят долгосрочные и дорогостоящие концепции по множеству линий «зелёной повестки», другие всего лишь планируют заменить отопительную трубу и поставить фильтры. И те, и другие поставят на свой лейбл штамп ESG — и будут формально правы, а с рынка привлекут одинаково доступное финансирование. Честно? Почему бы нет. Инвесторы должны быть грамотными, а программные документы открыты — изучайте.
Сложнее с непубличными компаниями, которые планируют осваивать трендовое «зелёное» направление. Здесь также приходится апеллировать к вашей личной экспертизе: программных ориентиров много, как в мире, так уже и в России. Не всё то ESG, что жонглирует тремя буквами.
Я советую неизменно обращаться к базовым 17 принципам ЦУР — Целей устойчивого развития ООН. Во-первых, их много, и любая по-настоящему искренняя инициатива бизнеса, будь то социальная, экологическая, ценностная и даже идеологическая неизменно найдёт своё место в базовых постулатах. Во-вторых, они фундаментальные, и множество нагромождений, неизменно выстроенных сложной экономикой, так или иначе, обращается к коренному фундаменту ЦУР.
Иногда я предлагаю просто расшифровать описанные аббревиатуры — и вы бы знали как часто помогает такая экспертиза. И если собеседник теряется, просто дайте ссылку на эту статью. Договорились?