Интервью члена генерального совета Анны Нестеровой журналу «Вестник связи»
Сегодня весь мир является свидетелем не виданного прежде роста электронной коммерции, которая к тому же дала серьезный толчок развитию микро-, малого и среднего бизнеса. В немалой степени ее развитию на внутренних рынках способствовала пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения. Однако и трансграничная торговля, несколько потерявшая объемы в связи с закрытием границ, старается не сдавать позиции и наращивать свой потенциал.
Председатель Совета директоров российской платформы трансграничной электронной торговли Global Rus Trade Анна Владимировна Нестерова рассказала “Вестнику связи” как в нынешних условиях реализуется программа российского несырьевого экспорта, а также о других проектах компании.
ВС: Анна Владимировна, компания Global Rus Trade, разрабатывающая российский экспортный маркетплейс, была создана в 2015 г. по Вашей инициативе и при Вашем непосредственном участии. Какие цели ставились при создании компании и изменились ли они со временем?
А.Н.: Целью российского экспортного маркетплейса GlobalRusTrade.com является продвижение и увеличение продаж товаров и услуг российских производителей внутри страны и за рубежом. Первая версия сайта была запущена для B2B сделок компаний из стран БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР), Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В 2015 г. информация о компаниях, размещенных ими товарах и услугах на площадке переводилась на 6 языков. В своей работе маркетплейс всегда ориентировался в первую очередь на помощь российским субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) в поиске надежных партнеров за рубежом.
На сегодняшний день на площадке работают свыше 10 тыс. компаний. Текущая версия сайта переводится на 11 международных языков. Помимо поиска B2B партнеров на маркетплейсе доступны розничные и мелкооптовые онлайн-покупки. География стран значительно расширилась — в этом году заказы поступили от пользователей из более чем 100 стран мира. Сейчас основными покупателями на GlobalRusTrade.com является платежеспособное население Северной Америки (США и Канада), Евросоюза и стран арабского региона. Наибольшей популярностью в потребительском секторе пользуются такие категории российских товаров, как детские, спортивные, канцелярские товары, посуда, предметы для дома и интерьера, косметика, украшения и аксессуары.
С 2018 г. на базе маркетплейса GlobalRusTrade.com реализуется проект Минпромторга России по продвижению изделий народных художественных промыслов на внутреннем и внешних рынках. Этот проект нацелен на помощь в сохранении исторического и культурного наследия нашей страны. На сайте в каталоге представлено большое разнообразие утилитарных современных изделий народных промыслов: хохлома, гжель, палехские шкатулки, семеновские матрешки, дятьковский и гусевский хрусталь, дулевский фарфор, казаковская филигрань, павловские столовые приборы, ярославская майолика и т. д. Этот проект стал для компании одним из приоритетных, и в его рамках был создан новый продукт промышленной коллаборации часового завода “Полет Классика” и Объединения художников Палеха — уникальные часы с расписанными циферблатами.
ВС: В нашей стране работают десятки маркетплейсов, и конкуренция среди них возрастает с каждым годом. В чем Вы видите свои сильные стороны?
А.Н.: Внешние рынки являются приоритетными для GlobalRusTrade.com. Причем география маркетплейса не ограничена конкретным регионом, а покрывает все страны мира. Другие площадки, развивающие сейчас экспортное направление, завязаны на своих устоявшихся схемах работы и имеющихся договорах с логистами. Мы избрали более гибкий подход в своей работе: возможны индивидуальные договоры с поставщиками, сотрудничаем со всеми основными широко известными международными логистическими компаниями, в том числе с Почтой России, DHL, DPD, помогаем продавцам и покупателям с таможенным оформлением посылок и более крупных партий.
Важным отличием от других маркетплейсов является также то, что на GlobalRusTrade.com сконцентрированы товары именно российского производства. Менеджеры сайта работают с каждым поставщиком индивидуально, направляя и помогая им в процессе регистрации и размещения ассортимента. В некоторых случаях помощь может включать создание востребованного на мировом рынке цифрового контента: фото, видео, описания и характеристик продукции. Этот контент компании могут в дальнейшем использовать в своих целях, в том числе и на других маркетплейсах. Помимо товаров на сайте есть отдельный каталог услуг российских компаний, включая маркетинг, сертификацию, логистику, таможенное оформление и т. д.
ВС: Как создать равные условия для всех участников этого рынка? Насколько важно участие государства в развитии электронной коммерции?
А.Н.: Участие государства необходимо в деле создания равных условий для национальных и зарубежных маркетплейсов. На мировом рынке электронной коммерции существует высокая конкуренция за счет стран, которые развивают эту сферу экономики уже на протяжении 20 — 30 лет, таких как, например, США или Китай. В России действуют программы поддержки экспортеров, при которых компаниям субсидируют платные аккаунты для размещения на крупных иностранных маркетплейсах. Это является одним из барьеров развития собственной инфраструктуры экспортной электронной коммерции: по сути, таким образом отдается предпочтение зарубежным площадкам, а российские маркетплейсы испытывают нехватку ресурсов для роста и развития. Создание цифровой инфраструктуры требует значительных финансовых вложений, при этом срок окупаемости таких площадок составляет более 10 лет. Субсидирование аккаунтов на иностранных маркетплейсах увеличивает технологический разрыв российских площадок с мировыми лидерами.
При этом именно национальные платформы в первую очередь заинтересованы в росте экономики страны, а, следовательно, и в продвижении российских компаний на экспорт. Зарубежные маркетплейсы сейчас проявляют повышенный интерес к национальным производителям из-за возросшего потенциала последних. Однако, например, у американского Amazon никогда в приоритете не будет продажа российских товаров. К тому же процесс работы на этой площадке весьма трудоемкий и сложный. Таким образом пора перестать стесняться своих, возможно, пока небольших маркетплейсов и помочь им стать национальными чемпионами и цифровыми гигантами. Для этого государству важно “уравновесить силы” всех участников и в некоторых вопросах придерживаться политики протекционизма, как это делают, к примеру, китайские коллеги.
Еще одной сферой, требующей особого внимания, является низкая цифровая грамотность предпринимателей, непонимание субъектов МСП возможностей электронных каналов продаж и экспорта, отсутствие у них качественного цифрового контента. Здесь также нужна помощь государства в организации обучающих мероприятий и субсидировании национальных маркетплейсов по созданию цифрового контента для российских компаний.
ВС: Электронные торговые площадки располагают огромным массивом информации и данных, в том числе персональных, о клиентах. Как обеспечить доступ к открытым данным и избежать при этом рисков?
А.Н.: Мы собираем данные о пользователях, их поведении на сайте, покупках и т. д. На основе получаемой информации мы строим гипотезы о предпочтениях групп населения, удобстве маркетплейса, необходимости внедрения новых функциональных блоков и многом другом и формируем на их основе инфраструктуру для того, чтоб в том числе освободить людей от рутинной работы.
С одной стороны, объединение усилий многих маркетплейсов позволило бы создать большой массив данных, дающий более точную картину и поле для исследований. С другой стороны, возникают определенные опасения и риски, связанные с недоверием, конкуренцией между участниками рынка, разными подходами к сбору и обработке данных. Необходимо соблюдать баланс между своими коммерческими интересами и социальной ответственностью по защите персональных данных пользователей, чтобы не нарушать права человека на частную жизнь.
Здесь для российских игроков также важным остается вопрос сохранения равных конкурентных условий с иностранными компаниями. Если последние оперируют на внутреннем рынке, то необходимо, чтобы они соблюдали требования российского законодательства. Создание цифрового контента и хранение его на территории Российской Федерации является вопросом национальной безопасности. При этом при выстраивании системы управления данными следует внимательно отнестись к зарубежному опыту, в особенности к тем правилам, которые понятны бизнесу. Например, очень важно определить единые подходы обезличивания данных, чтобы их нельзя было персонализировать с использованием других источников. Участие государства, отраслевых организаций, других гарантов и посредников, безусловно, поможет преодолению существующих рисков.
ВС: Global Rus Trade реализует и межгосударственные проекты. На что они направлены?
А.Н.: Компания в силу специфики своей работы, действительно, ведет активную международную деятельность. На сегодняшний день были реализованы два проекта сотрудничества Россия-АСЕАН и проект по продвижению компаний Черноморского региона по каналам электронной коммерции.
Реализуемые проекты в большинстве своем направлены на развитие нашего маркетплейса для того, чтобы он был востребован зарубежными пользователями, отвечал современным техническим требованиям к подобным ресурсам, в том числе требованиям по безопасности, и способствовал росту международной торговли между Россией и другими странами. В рамках проектов мы продвигаем продукцию и услуги компаний в конкретном регионе, используя каналы электронной коммерции. Также мы проводим обучающие мероприятия для популяризации маркетплейса среди зарубежной аудитории, повышения их доверия к электронным ресурсам, способствуя тем самым переводу бизнес-процессов в онлайн-пространство.
Особое внимание мы уделяем развитию женского предпринимательства. Электронные торговые площадки — это самый быстрый и дешевый способ начать продавать свою продукцию по всему миру. По этому направлению мы сотрудничаем с коллегами из стран БРИКС и АСЕАН чтобы как можно большее число женщин узнали о возможностях электронной коммерции и развивали с ее помощью свой бизнес.
ВС: Вы упомянули, что одним из направлений работы Global Rus Trade являются образовательные проекты. Расскажите, пожалуйста, о них.
А.Н.: Среди образовательных проектов — обучение предпринимателей цифровым навыкам для работы на маркетплейсах и эффективного продвижения своей продукции в Интернете. Мы сотрудничаем с региональными центрами поддержки экспорта Ивановской, Курганской, Московской, Орловской, Тюменской областей, республик Мордовия, Удмуртия и многими другими. Совместными усилиями мы приглашаем предприятия на обучающие семинары или вебинары, в том числе практические, где предпринимателям “на пальцах” объясняют, что такое электронная коммерция и маркетплейсы, как на них регистрироваться и размещать свою продукцию, как правильно делать фото товаров, формулировать их название, готовить описание, составлять их характеристики и т. д.
Также мы являемся создателями социального образовательного IT-проекта для подрастающего поколения “Девушки решают”. Основная его идея — привлечение внимания учениц старших классов к IT-профессиям, демонстрация, что это несложно и интересно, обучение их первичным навыкам программирования (Hard Skills) и подачи готового материала (Soft Skills). Проект был реализован в Ульяновской и Курганской областях и был бесплатным для его участниц. Надеемся, что подобные инициативы будут находить поддержку и масштабироваться в условиях нехватки IT-специалистов.